Поселение викингов Хедебю на берегу фьорда Шлей было одним из самых богатых в раннесредневековой Европе. Здесь пересекались длинные торговые пути и интересы алчных соседей.
Король Норвегии Харальд III не зря получил прозвище «Суровый». Когда он в 1049 году от рождества Христова напал на торговый город Хедебю, расположенный на берегах фьорда Шлей недалеко от Шлезвига, один из его воинов мечтательно сказал: «Весь город Хедебю от одного конца до другого был полностью сожжен во гневе… Я стоял на стене в последнюю ночь перед рассветом; из домов высоко в небо вырывались языки пламени». Это был не последний случай разграбления города. В течение 200 лет Хедебю был самым крупным городом Северной Европы. В период расцвета его площадь составляла 24 гектара, и примерно две тысячи человек жили в нем постоянно. Сюда приезжали торговцы «со всех направлений», как заметил архиепископ гамбургский Римберт (Rimbert). Дело в том, что крупнейшие северные торговые пути пересекались там со старыми дорогами дальнего сообщения, которые вели в Саксонию и Ютландию. Важно и то, что можно было избежать опасного пути через проливы Скаггерак и Каттегат, где товары разгружались и затем караванами переправлялись через узкий полуостров Ютландия.
С 1900 года в Хедебю проводятся раскопки, и поэтому это место на севере Европы лучше других изучено археологами. О том, какие возможности предоставляют современные методы раскопок и анализа, свидетельствует реализуемый с 2002 года проект. В результате был воссоздан основной план этого города, который располагался параллельно береговой линии. А теперь археологи поставили перед собой новую задачу — на кладбищах Хедебю они собирают материал для проведения анализа ДНК, а также изотопных исследований.
Археологи тачками просеивают темную по цвету землю через грубое сито. Остатки попадают под душ. «Прежде все было черным, и только после мытья начинают проявляться цвета», — говорит руководитель раскопок Свен Кальмринг (Sven Kalmring). Более 350 экспонатов были тщательным образом измерены, тысячи небольших находок упакованы в пластиковые пакеты. Для шести членов этой команды мечи, керамика и украшения не настолько важны. «Нас в большей степени интересуют захороненные здесь люди, — говорит Кальмринг. — Мы надеемся обнаружить хорошо сохранившиеся скелеты викингов».
Археологи хотят больше узнать о жизни и особенностях питания викингов из города Хедебю. «Мы хотим установить, кто откуда пришел, кто с кем состоял в родственных отношениях, а также от каких болезней страдали тогда люди», — говорит Кальмринг. Изотопный анализ позволяет даже установить, что ели викинги перед своей смертью. Однако для получения подобных результатов работы должны проводиться очень осторожно. Археологи вынуждены надевать специальные защитные костюмы, чтобы не загрязнить чем-нибудь кости.
Первые проведенные анализы позволяют говорить о том, что жители Хедебю в основном ели пресноводную рыбу, о чем в свое время рассказывали и арабские летописцы. Однако они сообщали также о том, что жители Хедебю убивали новорожденных детей, чтобы «сократить расходы», а также распевали песни, которые звучали «как собачий лай, только еще хуже».
Территория поселения Хедебю хранит следы христианизации Северной Европы, начавшейся более 1000 лет назад. Уже в 850 году в Хедебю, судя по всему, были построены первые церкви. «Здесь все представляет ценность для археологии, включая дерновый слой», — отмечает Кальмринг. Однако в верхних слоях многое было уничтожено в результате проведения сельскохозяйственных работ. «Мы находимся в данном случае в археологическом слепом полете», — добавляет он. Лишь в 1980-е годы федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн купила эту территорию.
Согласно имеющимся оценкам, на кладбищах Хедебю погребены 12 тысяч человек. В более поздних захоронениях, в отличие от более ранних, не был обнаружен погребальный инвентарь, что свидетельствует о христианизации. «Места захоронения играют центральную роль — например, при определении времени перехода от язычества к христианству», — поясняет исполнительный директор фонда музеев федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Клаус фон Карнап-Борнхайм (Claus von Carnap-Bornheim).
Нацисты тоже были в восторге от сделанных находок, однако они преследовали другую цель. «Сотрудники Ананербе, научной организация СС, проявляли большой интерес к таким местам раскопок, как Хедебю, и пытались использовать археологию в идеологических целях для подтверждения своих бредовых идей относительно германцев, — подчеркнул Карнап-Борнхайм. — Разумеется, от проведенных раскопок они ожидали получить соответствующую аргументацию. Однако сохранность скелетов не была оптимальной, и поэтому не было получено никаких новых отправных точек для интерпретаций в духе идей национал-социализма».
Вместо доказательств существования древнегерманской «северной расы» ученые после 1945 года обнаружили большое количество свидетельств того, что Хедебю скорее был центром пересечения различных культур. Клыки моржей и оленьи рога свидетельствуют о присутствии торговцев с севера, винные бочки попадали туда из Рейнской области, а монеты — с востока. Железный замок на ручных кандалах, найденный в бухте этого города, свидетельствует об еще одном важном товаре, который доставлялся в основном с севера и с востока, — рабах.
Раскопки будут продолжаться до сентября 2017 года, а возведенная там палатка защищает археологов от взглядов посетителей Музея викингов Хедебю. Еще около 540 кубических метров грунта нужно просеять через сито. «Археология — сизифов труд, и это становится особенно очевидно в Хедебю».