Недавно почивший экс-советник президента США Збигнев Бжезинский и экс-госсекретарь США Генри Киссинджер являлись столпами американской дипломатии. Во второй половине 1990-х годов, когда после распада СССР США превратились в единственную сверхдержаву, они прославляли привлекательность демократии и американской культуры для того, чтобы поддерживать гегемонию США.
Это — образ мыслей, который соответствует концепции «мягкой силы» международного политолога Джозефа Ная (Joseph Nye). К таким «твердым силам», как военная и экономическая мощь, добавляется привлекательность и убедительность, которыми обладают ценности и идеи. Они поддерживали лидирующую роль США. Именно этого не хватает Китаю, который стремится встать в один ряд с США.
Сейчас эти ценные и сильные стороны США страдают от действий президента Трампа, что приводит к дестабилизации всего мира. Выход из Парижского соглашения по климату также неминуемо нанесет удар по влиянию и лидерству США.
В 2003 году из-за иракской войны возникли трения между США с одной стороны и Францией, а также Германией с другой, однако нынешнее похолодание произошло впервые с тех пор.
Какие риски возникнут, если пошатнется американо-европейский союз? Хочу проанализировать этот вопрос с учетом геополитической картины.
Збигнев Бжезинский высказал интересное мнение по этому поводу. В книге, опубликованной 20 лет назад, он подчеркнул, что Евразия станет шахматной доской, на которой развернется борьба за мировую гегемонию. Также он отметил важность Украины, которая находится между Россией и Европой.
Он даже написал, что если Россия вернет под свой контроль Украину, которая обрела независимость после развала СССР, то она получит в свои руки возможность стать империей, простирающейся от Европы до Азии.
Через некоторое время Россия пришла в движение. В 2014 году она аннексировала украинский Крым и начала военную агрессию на востоке Украины, чтобы поддержать пророссийские силы, выступающие за независимость. Запад выразил протест и ввел санкции, которые действуют и по сей день.
Цели России скорее состоят не в наращивании империализма, а в том, чтобы сохранить свое влияние на постсоветском пространстве и противостоять НАТО и ЕС, которые расширяют свое влияние.
Россия меняет статус-кво силой и разрушает мировой порядок. Это беспокоит соседние страны. В прошлом месяце во время встречи с японскими журналистами министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский раскритиковал Россию, заявив, что она угрожает мировой стабильности. Он призвал укрепить обороноспособность Европы.
В прошлом году в ходе встречи глав стран НАТО стороны решили развернуть новые подразделения в Польше и Прибалтике. То есть они стали укреплять обороноспособность стран НАТО с учетом российской угрозы. Вместе с тем в ходе саммита в Брюсселе, прошедшего в прошлом месяце, Трамп, впервые принявший участие в подобном мероприятии, разочаровал европейские страны, поскольку ничего не сказал о коллективной безопасности НАТО.
Трамп настаивает на том, что расходы всех членов должны быть равными, однако европейская сторона прежде всего ожидала, что он подчеркнет свою заинтересованность в целом.
Европа и США не выработали систему отношений, что необходимо сделать еще до расширения НАТО и ЕС. В результате это стало причиной возникновения трений, связанных с Россией. Если на этом фоне американо-европейский союз ослабнет, отношения с Россией станут еще более нестабильными.
Это отразится и на связях с Китаем.
Сьюзан Райс, работавшая советником Обамы, опубликовала статью в газете The New York Times, в которой задалась вопросом: если Китай будет угрожать американской свободе передвижений и азиатским союзникам в Южно-Китайском море, встанут ли европейские союзники на защиту американского лидера, который провозгласил «США превыше всего» и нарушил обещания, связанные с НАТО?
Меры в отношении России и Китая — это крайне сложная и деликатная политическая задача. США — Европа и США — Япония — это два союза, которые должны действовать не порознь, а сообща. Если Япония, США и Европа будут тесно взаимодействовать, это будет способствовать сохранению мирового порядка, который основан на свободе и демократии и который был построен после Второй мировой войны.
Если Япония гордится своими дипломатическими отношениями с США, то она должна применить их для глобальной дипломатии и играть лидирующую роль.