Cергей Карякин: «У меня ни минуты нет свободной». В четверг он вновь встречается с Магнусом Карлсеном.
Сначала из вертящихся дверей московского аэропорта появляется улыбающаяся Галя Камалова. За ней и сам Сергей Карякин. Шахматист выглядит смущенным. Горбится, как застенчивый подросток. Он явно не ожидал, что его будет встречать столько вспышек. Видимо, именно в такие моменты Карякин понимает, что жизнь его изменилась. Навсегда.
Прошло шесть месяцев с того дня, когда Сергей Карякин вернулся домой с чемпионата мира в Нью-Йорке. Несмотря на то, что Магнусу Карлсену он проиграл, в последовавшие после поединка недели к Карякину было приковано всеобщее внимание. Теперь он вернулся в Норвегию и снова встретит своего противника, с которым играл на Манхэттене.
На супертурнире Norway Chess у обоих шахматистов, сражавшихся за титул чемпиона мира, дела идут не очень хорошо.
Жизнь Карякина после поединка за звание чемпиона мира стала иной.
«Он стал звездой, настоящим спортивным героем», — говорит Атле Грённ (Atle Grønn).
Он известный шахматный эксперт, ведет в Aftenposten шахматную колонку. А еще Грённ — профессор русского языка в Университете Осло.
«Он человек очень простой, он — человек из народа. То, что он стал в России так популярен, меня немного удивляет», — продолжает Грённ.
Застигнут врасплох
После поездки в Нью-Йорк для Карякина началось настоящее турне. Шахматист, например, произвел вбрасывание на матче, который играла в Москве футбольная команда «Спартак». Он появился на гигантских рекламных щитах в Москве, а в мае обеспечил себе седьмой контракт со спонсорами.
О Карякине СМИ пишут гораздо больше, чем о других российских шахматных «звездах», таких, например, как Владимир Крамник и Александр Грищук. Почему? У Евгения Сурова, редактора русского шахматного интернет-издания chess-news.ru, есть своя теория на этот счет.
«Российская пресса отличается от норвежской. 90% СМИ занимаются либо пропагандой, либо PR, чтобы умилостивить власти. И „карякинский проект", так же, как и российская Федерация шахмат, успешно вписались в эту систему», — объясняет Суров ситуацию в электронном письме в Aftenposten.
Он считает, что причина возросшего интереса СМИ к Карякину заключается не в том, что СМИ вдруг заинтересовались шахматами. Это, скорее, следствие целенаправленных усилий карякинского менеджера Кирилла Зангалиса.
«Интерес тут не снизу, а сверху», — считает Суров, который уточняет, что против Карякина как человека он ничего не имеет.
Менеджер Карякина Кирилл Зангалис никак не ответил на обращения Aftenposten.
«Сразу же изменился»
Для того, чтобы понять, почему шахматист стал важен для российского режима, важно знать историю Карякина. Он родился на полуострове Крым в 1990 году и в начале своей спортивной карьеры представлял Украину. В 2009 году начал играть за Россию. Карякин не скрывает, что поддерживает президента Владимира Путина. Он неоднократно подчеркивал, что чувствует себя русским, а не украинцем. Суров считает, что такая политическая позиция шахматиста вряд ли могла стать помехой на пути к достижению звездного статуса.
Деньги полились рекой, но на шахматной доске дела обстояли не так успешно. Да, Карякин выиграл в Катаре накануне Нового года Чемпионат мира по шахматам в блице, но на турнир Norway Chess он прибыл как «всего лишь» номер 11 в мировом рейтинге.
«В период между Чемпионатом мира и шахматным турниром Вейк-ан-Зее он занимался только прессой и большой PR-кампанией. В результате занял шестое место», — пишет Евгений Суров.
«Раньше проблема была только у Магнуса»
На самом деле СМИ редко проявляют такой огромный интерес к шахматистам — даже высокого уровня.
«Раньше такая проблема была только у Магнуса», — говорит Атле Грённ.
«Карякин — суперзвезда еще только эти полгода, такое жуткое давление для него — новость. Магнус научился очень хорошо с этим справляться, и он весьма избирательно относится к тому, на что соглашается», — добавляет Грённ.
В интервью российской газете «Спорт-Экспресс» в мае Карякин четко обозначил свои приоритеты.
«Нет ни одной свободной минуты. Не скрою, приятно все это — приглашения, знакомства, интервью, но мне нужно сосредоточиться на шахматах», — сказал Карякин.
Он должен выиграть турнир претендентов
Карякин по-прежнему обладатель рекорда как самый молодой гроссмейстер всех времен (12 лет и 7 месяцев). В борьбе с Карлсеном за титул чемпиона мира в Нью-Йорке он стоял до последнего, но уже довольно долго не является сильнейшим соперником Карлсена.
Если Карякин захочет получить возможность бросить новый вызов Карлсену, ему надо выиграть турнир претендентов в 2018 году.
«Я думаю, что он мог бы стать одним из лучших игроков в мире — если вообще не лучшим, если бы перестал слушать тех, кто наделяет его многими другими обязанностями. Сейчас мне кажется, что если он в следующем году не выиграет турнир претендентов, то уже не вернется к той великолепной форме, что была у него в прошлом году», — считает Суров.
Атле Грённ верит в то, что Карякин сможет вернуться на сцену, изменившую его жизнь: Чемпионат мира против Магнуса Карлсена.
«Во время поединка с Магнусом на Чемпионате мира он показал, что, когда нужно, он может показать лучшую форму. У него есть это качество», — говорит Грённ и решительно добавляет:
«Номером 11 в мировых шахматах Карякин становиться не захочет».