Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные новости: Иран-США-Европа: угрозы и бизнес

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 29 (154).

© Фото : Илья ПлехановОбозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Обозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не проходит практически и недели, чтобы США и Иран не обменялись колкостями. Иранские катера, самолеты и дроны не оставляют в покое американские корабли в Персидском заливе, дипломаты двух стран объявляют протесты. Но помимо громких политических высказываний на публику и действий военных есть шанс, что рано или поздно будут налаживаться и другие отношения — коммерческие.

Не проходит практически и недели, чтобы США и Иран не обменялись колкостями. Иранские катера, самолеты и дроны не оставляют в покое американские корабли в Персидском заливе, дипломаты двух стран объявляют протесты, политики США и ИРАН обвиняют друг друга в эскалации напряженности, что только не писал в своем твиттере Дональд Трамп об Иране, США бомбят проиранские подразделения в Сирии на подступах к Ат-Танфу, американский Сенат вводит новые санкции против Ирана, Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи говорит, что «Америка — страна террористов и поддерживает террористов». К этому уже все привыкли и считается, что США и Иран — непримиримые противники, с разорванными с 1979-го года дипломатическими отношениями.


Но помимо громких политических высказываний на публику и действий военных есть шанс, что рано или поздно будут налаживаться и другие отношения между двумя странами — коммерческие.


В апреле этого года уже после вступления Дональда Трампа в должность иранская авиакомпания Aseman Airlines подписала предварительное соглашение на поставку 30 самолетов 737 (и еще 30 могут быть закуплены дополнительно) от американской компании Boeing на сумму в 3,4 миллиардов долларов. Самолеты должны начать поступать в Иран с 2022 года.


До этого со снятием санкций в декабре 2016 года Boeing уже договорился о продаже 80 самолетов иранской IranAir на сумму в 16,6 миллиарда долларов, помимо новых заказов Boeing вел ремонт двигателей старых иранских самолетов. Сделка же с Aseman Airlines даст 18 тысяч рабочих мест американской компании и президент Трамп предпочитает публично не обсуждать отношения Boeing и иранских авиалиний. Ранее Иран заявлял, что стране необходимо 500 новых гражданских авиалайнеров. Это большие деньги на кону.


Впрочем, необходимо отметить, что пока самолеты не поставлены (первые поставки ожидаются в 2018 году) и выполнение соглашения остается под вопросом, так как и в США и в Иране коммерческие отношения между странами вызывают отторжение среди своей собственной политической элиты.


В США считают, что IranAir используется Корпусом стражей Исламской революции (КСИР) для переброски членов организации, а в Иране возмущаются, что иранские деньги пойдут на «прокорм американских ртов».


Тем не менее, не раз уже звучали фразы и в США и в Иране, что администрация Трампа — это администрация бизнесменов, что дает надежду на налаживание более активных торговых отношений.


В мае США ввели новые санкции против определенных лиц в Иране и китайских компаний, которые могут содействовать ракетной программе Ирана, но при этом, как пишут BBC, Трамп не стал продлевать ряд других временных санкций, которые требовали обновления.


С 2006 по 2016 год торговый оборот между США и Ираном за десять лет составил три миллиарда долларов. Для сравнения, оборот в 1978 году до разрыва отношений составил 6,7 миллиарда долларов. После снятия санкций продажа персидских ковров в США выросла в 8 раз, продажа предметов искусства — в 2 раза. В ковровой индустрии Ирана, к слову, занято около 700 тысяч человек. Кроме ковров и антиквариата США покупают в Иране икру.


В свою очередь США поставляют в Иран медикаменты, пшеницу, рис, сою, кукурузу, молочную продукцию, шоколад, древесину, парфюмерию и даже семя племенных быков-производителей. Все, естественно, в мизерных масштабах.


Рынок Ирана — потенциально лакомый кусок для американских компаний. Несмотря на всю антиамериканскую риторику иранский потребитель находится под влиянием западного образа жизни. Американские компании достаточно легко могли бы занять свои доли на рынках элитной парфюмерии и косметики, брендовой женской одежды, бытовой электроники и компьютерной техники (продукция Apple), автомобилей, табачных изделий, фастфуда и поп-музыки. Все это и так в больших объемах нелегально поставляется в Иран или производится в стране или регионе без лицензий. Американские компании ждут своего часа.


Впрочем, доходит и до смешного, когда компанию Dell ловят на том, что она продала компьютеры посольствам Ирана в Германии и Франции на несколько тысяч евро и тем самым нарушила правила санкций.


Что касается самолетов, то от Boeing не отстают, кстати, и европейцы. Airbus также уже поставляет самолеты в Иран. IranAir получила три самолета, а тем временем с Францией идут переговоры на поставку Ирану 20 турбовинтовых самолетов от компании ATR.


По результатам визита в Европу в 2016 году президента Хасана Роухани Иран заключил договоренности на 40 миллиардов долларов. Итальянские и французские компании должны были начать поставки тяжелой техники, оборудования для нефтегазового комплекса, поучаствовать в модернизации иранских автомобильных заводов и строительстве терминалов в аэропортах Тегерана и Мешхеда. Весь 2016 год компании из Норвегии, Австрии, Германии и других стран одна за другой подписывали соглашения о взаимопонимании по работе с нефтегазовой, металлургической и транспортной отраслями Ирана.


Часть из этих договоренностей начала реализовываться. Например, в мае этого года итальянская группа Danieli, один из ведущих поставщиков оборудования для металлургической промышленности в мире, ввела в строй завод Danieli Persia под Тегераном, вложив в него 40 миллионов долларов.


Главное препятствие для развития экономических отношений между иранскими и европейскими компаниями — это не вопросы прибыли или целесообразности, а нежелание банков проводить сделки на крупные суммы с Ираном. В первую очередь это касается тех европейских банков, которые ведут в том числе свою деятельность и в США. Они опасаются, что американские власти наложат штрафы и санкции, ограничив операции и запятнав репутацию.


И это не пустая угроза. Например в 2014 году французский банк BNP Paribas из-за нарушения санкций был вынужден заплатить 9 миллиардов долларов США и частично лишился права вести долларовые операции на год.


Тем не менее, лед тронулся и в этой области. В июле Иран должен быть исключен из «черного списка» Межправительственной организации по борьбе с отмыванием грязных денег (FATF), а в мае иранский Saman Bank открыл свой офис в Италии с разрешения итальянских регуляторов. Это должно сильно облегчить ведение бизнеса между Ираном и Европой. За первый квартал 2017 года торговый оборот между Ираном и ЕС составил 5,3 миллиарда евро. И обороты только растут. Если когда-нибудь Европа будет проводить более самостоятельную внешнюю политику, то есть все шансы, что она быстро нормализует свои отношения с Ираном.