В конце этой недели состоится официальная закладка трубопровода «Турецкий поток». Это проект, нацеленный на передачу российского природного газа в Европу через Турцию по дну Черного моря… Но мы не можем принимать во внимание «Турецкий поток» только как энергетический проект. Его необходимо рассматривать вместе с проектом Южного газового коридора, который также пройдет через Турцию.
Обеспечение доступа нефти и природного газа в Европу, снабжение энергоресурсами, управление энергомаршрутами, а также финансовое благосостояние, которое возникнет в результате, одновременно подразумевает позицию политического доминирования. Ведь те, кто сможет продавать энергоресурсы и превратить их в капитал, обретут не только экономическую, но и политическую силу, и в этой связи будут определять политическую структуру этих энергетических регионов. Большая часть политической истории всего рассматриваемого региона последних двух веков — это история захвата, передела энергетических зон и торговли энергоресурсами.
Энергетическая безопасность Европы и бесперебойное энергоснабжение в желаемом объеме по подходящей цене — это не только важнейший параметр политической и экономической безопасности Европы. Это в то же время проблема трансатлантической безопасности и США.
Збигнев Бжезинский, один из важнейших стратегов американского государства, который ушел из жизни в прошлом месяце, определял расширение Европы как процесс расширения трансатлантической системы безопасности. И когда мы обращаем внимание на стадии расширения ЕС, мы отчетливо видим это. Процесс расширения ЕС при признании суверенитета государств с начала 90-х годов сопровождался разделами стран, их уменьшением, сателлизацией. Это происходило под руководством Германии, но и с одобрения США в рамках трансатлантической системы безопасности. Распад Югославии Бжезинский определил как «балканизацию» и предсказал аналогичный процесс в регионе, который он назвал «Евразийскими Балканами». В книге «Великая шахматная доска» Бжезинский открыто пишет, что в Европе слово «Балканы» вызывает ассоциации с этническими конфликтами и конкуренцией держав в этом регионе и в этом смысле Евразия тоже имеет свои «Балканы».
Бжезинский представляет евразийские Балканы в виде четырехугольника и включает в него Юго-Восточную Европу, Среднюю Азию, часть Южной Азии, Персидский залив и Ближний Восток. Иными словами, все регионы, где находятся большие запасы энергетических ресурсов, Каспий, Ирак, Иран, бассейн Восточного Средиземноморья, а также Турция, Египет и на севере Казахстан образуют Евразийские Балканы.
Эту книгу Бжезинский написал в 1996-1997 годах, когда в Европе завершилась «балканизация», Югославия распалась.
Тезисы, изложенные в этой книге, до сих пор образуют парадигму трансатлантической безопасности Пентагона, и все стратегии — путчи, гражданские войны, попытки переворота и связанная со всем этим дипломатия — формируются на основе этой парадигмы. Но вернемся к книге. Бжезинский представляет карту, в которой выделяется «главное ядро безопасности Европы». Она во многом проливает свет на то, что происходит сегодня.
Эта карта начинается от границы Испании и Франции и, включая Францию, а также Германию, Польшу, Украину, достигает России. Интересна история, связанная с этими границами. Гитлер, используя эти границы, планировал оккупировать Россию через Польшу. Кроме того, эта карта также охватывает северные торговые пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу.
Теперь обратимся к тому, что происходит сейчас. Россия благодаря проекту «Турецкий поток» достигает Европы, минуя Украину, через Турцию, при этом Турция и Россия вместе обходят атлантическую ось «безопасности». С другой стороны, Южный газовый коридор, остов которого образует проект Трансанатолийского газопровода (TANAP), обеспечивает доступ ресурсов Каспийского моря в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию. Но и это еще не все. Южный газовый коридор — единственный путь, который обеспечит продажу ресурсов Ирана, Восточного Средиземноморья, а также ресурсов, которые нашел Израиль в Восточном Средиземноморье. Иными словами, два энергетических маршрута, «Турецкий поток» и Южный газовый коридор, обходят на севере «главные ядра» европейско-атлантической безопасности, а на юге — страны, которые без труда становятся сателлитами Запада (как Египет) или подвергаются сателлизации путем дестабилизации (как Ирак).
В этих условиях разве может этот регион не сталкиваться со зловещими и мрачными сценариями? Конечно, нет. Но ответ на все это дадут нации региона, которые защитят свои собственные ресурсы, выработав свою собственную политику.
Конечно, «Турецкий поток», закладка которого состоится в конце этой недели, — важный ответ.
После всей этой истории, полагаю, мы понимаем, кто вывел «лидера» так называемой главной оппозиционной партии (!) на марш, не так ли?