Россия наращивает вооружения, и это помогает Швеции и Норвегии все больше сблизиться. Неважно, разразится ли кризис в Прибалтике или в Арктике, обе страны быстро будут в него вовлечены. Об этом газете Dagens Nyheter сказали норвежский и шведский министры обороны.
Норвежский министр обороны Ине Эриксен Сёрейде (Ine Eriksen Søreide) в четверг пять часов беседовала со своим коллегой Петером Хультвкистом (Peter Hultqvist) в Стокгольме. Она — член Консервативной партии Норвегии и вступила в должность осенью 2013 года, то есть она работает в должности министра обороны на год дольше, чем Хультквист. Оба внимательно следят за ростом российских вооружений.
«Мы видим, что активность учений, их уровень и сложность сейчас совсем иные, чем раньше. Военно-стратегическое значение северных областей для России растет. Для нас важно следить за этой активностью на национальном уровне, но также и не забывать о перспективе НАТО. Кроме того, мы много это обсуждаем как на норвежско-шведском, так и на также общескандинавском уровне», — сообщила Ине Эриксен Сёрейде Dagens Nyheter.
У Норвегии есть общая граница с Россией на севере, а также вдоль протяженных участков в Баренцевом море. Россия строит новые базы в Арктике, усиливает оборону вокруг своих военных оплотов на Кольском полуострове и демонстрирует новые системы вооружений.
«Что касается сферы политики безопасности, мы в основном имеем общее мнение по поводу усиливающейся российской активности в Прибалтике и в граничащих с Норвегией областях. Эта ситуация выдвигает новые требования к вооруженным силам страны и к тому, как нам дальше вести работу по защите нашего нынешнего суверенитета», — говорит Петер Хультквист.
А Ине Эриксен Сёрейде добавляет:
Министр объяснила, почему это так:
«Проведенный нами анализ ситуации свидетельствует, что если конфликт возникнет в Прибалтике, он очень быстро перекинется на Скандинавский регион, пусть мы сейчас и не рассматриваем Россию как прямую военную угрозу. Но ведь именно на севере расположен весь тот военный потенциал, который будет пущен в ход, если Россия вступит в какой-то конфликт».
С другой стороны, и конфликт на севере может быстро распространиться на Балтийское море и Швецию, несмотря на то, что Швеция не входит ни в какие военные альянсы.
«Если что-то произойдет неподалеку от нас, то мы практически сразу будем в полной мере затронуты этим. Неважно, случится ли это рядом с Норвегией или в Балтийском море, в той или иной форме это будет касаться всех. Вариант, что мы сможем остаться в стороне, я считаю, исключен», — говорит Петер Хультквист.
Швеция и Норвегия вместе проводят учения, а также планируют углубленное сотрудничество. Но на высшем уровне между столицами отношения были прохладными с того момента, как Норвегия в 2013 году вышла из проекта по артиллерии Archer. Сейчас у стран-соседей даже приостановлен обмен военными атташе. Но в августе норвежский атташе займет свое место в Стокгольме, а шведский в Осло появится не позднее января.
Dagens Nyheter: Годы прохладных отношений позади?
Петер Хультквист: Да, можно и так сказать. Мы должны продолжать работу и продвигаться вперед здесь и сейчас.
С января в центральной Норвегии находятся 330 американских морских пехотинцев, там они в несколько этапов обучаются ведению войны в зимних условиях. С мнением критиков, утверждающих, что это может спровоцировать Россию, министр обороны Норвегии не согласна:
«Не спровоцирует, русские прекрасно знают, чем учения являются и чем они не являются».
По ее словам, у Швеции есть возможность тренироваться с американцами на норвежской земле, хотя в четверг этот вопрос и не поднимался.
«Это возможно, если такое желание есть у Швеции и США».
Оборонный бюджет Норвегии в 2017 году составляет 51 миллиардов норвежских крон (почти 1,6% от ВВП страны). Швеция выделяет на оборону 45,5 миллиардов шведских крон (1% ВВП).
В ближайшие 20 лет Норвегия собирается увеличить отчисления на оборону на 180 миллиардов норвежских крон. Цель состоит в том, чтобы изменить многолетнюю ситуацию с недостаточным финансированием обороны. Кроме того, есть планы купить у США новый истребитель F-35 и новые противолодочные самолеты P8.