После относительно спокойного периода, похоже, вновь растет активность в районе Балтийского моря, а безопасность оказалась под угрозой.
Мультинациональные морские учения Baltops, в которых участвовали 14 стран, в том числе Финляндия, проводились на Балтике в первые две недели июня. Они закончились 16 июня, и российская воздушная активность была очень высока как во время учений, так и после них.
Финские самолеты Hornet неоднократно обнаруживали русские военные самолеты над Финским заливом и Балтийским морем. В южной части Балтийского моря шведские военные самолеты также опознали большие бомбардировщики «Туполев» — Ту-60.
Русские истребители в свою очередь поднимались, чтобы оттеснить американский бомбардировщик B-52, который пролетал над Балтийским морем вблизи российской границы.
Значительно хуже все было в начале прошлой недели, когда российские истребители на очень небольшом расстоянии сопровождали и шведский, и американский разведывательные самолеты. Вчера Dagens Nyheter писала о том, что воздушный инцидент между Россией и Швецией был очень серьезным. Российский самолет летел так близко, что шведский пилот из соображений безопасности был вынужден прервать свое задание в международном воздушном пространстве вблизи Калининграда. Шведское министерство иностранных дел вызывало российского посла, чтобы получить объяснения.
Также поступила информация, что в том же районе российский пилот самолета Су-27 летел на расстоянии всего двух метров от американского самолета радиоэлектронной разведки.
Такие близкие встречи — знак того, что в Балтийском море вновь растет напряженность. Очевидно, она тем сильнее, чем меньше времени остается до масштабных военных учений, которые Россия и западные страны проводят в сентябре.
Кроме того, этим летом Россия играет своими морскими мускулами во время военно-морского парада в районе Санкт-Петербурга. Недавно самая большая подводная лодка в мире пересекла Балтийское море, направляясь в Финский залив, к Санкт-Петербургу. «Дмитрия Донского», способного нести 200 ядерных боеголовок, принимают на проходящем сейчас военно-морском салоне, а в конце июля лодка станет гвоздем программы на праздновании российского Дня военно-морского флота в Кронштадте.
Гигантская атомная подводная лодка совершенно не приспособлена для того, чтобы «разгуливать» по Балтийскому морю. Ее ведут по поверхности, так как она непригодна для подводных операций в такой мелкой воде. Но если речь идет о пропагандистском визите, то, очевидно, даже выгодно, что ее видно на поверхности на протяжении всего пути.
В сентябре Россия организует в Балтийском регионе большие учения «Запад-2017». Эти масштабные маневры под названием «Запад» проводятся в четвертый раз с момента распада Советского Союза. По некоторым оценкам, в этом году учения будут в два раза обширнее, чем четыре года назад, и в них будут участвовать 100 тысяч российских солдат.
Примерно в то же самое время Швеция организует свои первые учения за 20 лет. «Аврора-17», как они называются, пройдет в том числе и вокруг Готланда. В учениях задействованы и иностранные войска, например, из Финляндии, Норвегии, Дании и США.
Кроме того, в Балтийском море организуются также учения «Северные берега» (Northern Coasts 2017), рассчитанные исключительно на морские силы. Швеция будет выступать в роли страны-хозяйки, принимающей около десяти участников из Прибалтики и стран НАТО.
Газета HBL во вторник рассказывала о шведе Пелле Сунвиссоне (Pelle Sunvisson), который устраивает русско-шведский лагерь мира на Аландских островах. Сунвиссон — активист кампании, цель которой — остановить проведение шведских военных учений, поэтому лагерь пройдет одновременно с ними.
Военные учения можно считать провокационными, но если большой сосед увеличивает свое военное присутствие, наращивает вооружения и активность, а также проводит большие учения, соседние страны не могут просто смотреть на это. Нет никакой альтернативы запланированным учениям, в которых участвует и Финляндия. Балтийское море — не задний двор России, даже если эта страна иногда и ведет себя, как будто это так.
Собраться на Аландах и обсудить мир, конечно, не повредит, но это нисколько не повлияет на стратегические планы России в военной сфере и в области политики безопасности. Скорее уж можно поверить послу Ханну Химанену (Hannu Himanen), который считает, что сама идея лагеря — это часть российскую стратегию с целью повлиять на общественное мнение в Швеции и Финляндии.