Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва целенаправленно поддерживает военный конфликт на Донбассе. Вероятно, цель состоит в том, чтобы переманить русскоязычные области. Но возможна и дальнейшая эскалация боевых действий. Хотя «дизайнеры» конфликта в Кремле явно предпочитают вести против Украины «войну низкой интенсивности». Цель — создать впечатление, что русско-украинский конфликт «заморожен».

В последние месяцы Россия вела себя относительно умеренно на Донбассе. По крайней мере, удалось избежать эскалации, аналогичной боям за Иловайск в 2014-м и Дебальцево в 2015-м. Вместо этого «дизайнеры» конфликта в Кремле предпочитают вести против Украины «войну низкой интенсивности». Цель Кремля — привлекать как можно меньше внимания Запада, и таким образом создать впечатление, что русско-украинский конфликт «заморожен».


С другой стороны, медленно, но уверенно, с помощью еженедельных перестрелок, отравлять климат в Украине, и особенно настроение в русскоязычных районах восточной Украины. Если эта стратегия сработает, то русскоговорящие, прежде всего, части Украины могут впасть в затяжную экономическую, социальную и психологическую депрессию, которая подготовит почву для их будущего присоединения к России. По крайней мере, похоже, именно такой расчет у Кремля.


Учитывая эти риски, Брюссель, Берлин, Париж, Варшава, Лондон и другие проукраинские игроки в будущем должны действовать более гибко, четко и решительно при объявлении, применении и адаптации экономических санкций. В этой связи возникает вопрос: является ли обычное продолжение нынешней политики санкций достаточным ответом, учитывая продолжение российского вторжения в украинское государство и военную агрессию на Донбассе, или, возможно, было бы уместно ужесточить санкции вместо стандартного продления. В настоящее время США постепенно продвигаются в этом направлении.


Кроме того, ЕС и/или его государства-члены могли бы уже сегодня публично дать понять, какой может быть их реакция в случае дальнейшего ухудшения или существенного улучшения ситуации на Донбассе. В отличие от зимы 2013-2014 гг., московская элита должна уже сейчас, еще до возможной новой эскалации или сотрудничества, получить четкие сигналы о том, каких экономических санкций или поощрений ждать за свои действия в Украине.


Брюссель мог бы сообщить о своей готовности ввести эмбарго на импорт энергоносителей по российскому трубопроводу в ЕС, если Россия возобновит продвижение вглубь территории Украины. Остановка трубопровода из Западной Сибири в Европу создаст Кремлю огромные транспортные проблемы, в то время как европейские страны относительно легко могли бы заменить сибирский нефтепровод арабским или другим танкером. Украинской армии нужно предоставить определенное ультра-современное оружие и оборудование, а также надлежащее обучение, что улучшило бы оборонные силы Украины против российских кибератак, самолетов-истребителей, крылатых ракет, десантных кораблей и новых танков.


Однако одной только помощи будет недостаточно, чтобы хотя бы приблизить силы украинской армии к российским. Современное оружие, оборудование и обучение для украинских вооруженных сил станут не надежной защитой, а всего лишь сдерживающим фактором, который может и без того увеличить риски и издержки возможных дальнейших приключений Москвы на Донбассе или в других местах. США могли бы также внести свой вклад в поддержку Украины и Грузии в рамках своей программы «Основной союзник вне НАТО» (Молдова вне блока с 1994 года).


В случае Украины возможна кодификация обязательств в области безопасности, которые Киев получил согласно Будапештскому меморандуму, подписанному Вашингтоном и Лондоном в 1994 году. Тогда западные государства, совместно с Москвой, гарантировали Украине неприкосновенность ее границ в связи с присоединением Киева к Договору о нераспространении ядерного оружия. США и Великобритания утверждали, что фиксируют свои гарантии безопасности для Украины в договоре ради поддержки согласованности и логики международного режима нераспространения ядерного оружия.


Эти и другие меры поддержки Киева могут не только усилить безопасность Украины, но и способствовать улучшению экономического развития страны. Международная интеграция сделает Украину более привлекательной для иностранных инвесторов. В сочетании с постепенной реализацией (в настоящее время полностью ратифицированного) соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, такие меры сделают возможной украинскую историю успеха. Это отразится и внутри страны — не в последнюю очередь в Крыму, на оккупированных территориях Донбасса и в самой России.


Успешное развитие событий в Украине создаст условия для восстановления украинской территориальной целостности и поможет начать примирение Украины и России.