Швеция и Финляндия должны попросить НАТО прекратить активность рядом с российскими границами в Балтийском море. Иначе Россия продолжит предпринимать ответные меры. Так сказал Алексей Пушков, председатель комиссии российского Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации, газете Hufvudstadsbladet. Пушков — один из главных пехотинцев Путина в социальных сетях с несколькими сотнями тысяч подписчиков в Twitter.
Алексей Пушков принимает в своем рабочем кабинете на 24 этаже. Офис расположен в центре города на Новом Арбате, в небоскребе советской постройки, принадлежащем российскому Совету Федерации. Вид на Москву захватывает дух.
За обширным столом сидит председатель комиссии российского Совета Федерации по информационной политике. Раньше он был председателем комитета Госдумы по международным делам. Но в первую очередь он — один из самых популярных политиков России в Twitter. У него более 221 тысяч подписчиков, и за несколько лет он стал одним из важнейших пехотинцев Путина в социальных сетях — человеком, который продвигает политику Путина среди русских.
Пушков не просто защищает. Он предпочитает нападать. Американский Конгресс одержим «демонами разрушения», у США — «психоз», Украина — «вечный нытик», а Восточная Германия была «спелым яблоком, которое Коль принял от садовника Горбачева».
То, что Пушков сейчас — один из самых цитируемых в интернете русских политиков, заставило лидера оппозиции Алексея Навального обвинить русский поисковик «Яндекс» в содействии ему.
«Навальный считает, что всем следует писать лишь о нем. Но в мире происходят гораздо более значительные вещи. Я не использую официальные средства, чтобы высказаться, этим занимаются Кремль и Министерство иностранных дел. Я формулирую собственные мысли в такой форме, какая нравится мне самому», — говорит Пушков.
Hufvudstadsbladet: Ваши твиты часто категоричны. Вам не кажется, что это осложняет диалог?
Алексей Пушков: Вы знаете, я не из числа учеников Льва Толстого. Толстой считал, что человек не должен давать отпор, если на него нападают. Это очень хорошая идея на индивидуальном уровне. Но она не работает в международной политике.
Он неожиданно смеется и продолжает:
— В международной политике все решает нечто иное — национальные интересы. Соотношение сил. Де Голль называл государство эгоистичным чудовищем. Если он прав, нельзя заниматься такой внешней политикой, где ты постоянно лишь делаешь уступки. Если кто-то говорит с тобой на языке холодной войны, не получится отвечать на каком-то другом языке.
— Но почему такая страна, как Россия, со всеми ее талантливыми людьми, не может заниматься своими делами? Почему вам обязательно нужно идти на Украину и в Сирию? У вас же есть масса нерешенных проблем в собственной стране.
— А вы можете в таком случае ответить мне, зачем США со всеми их талантливыми людьми обязательно вмешиваться в дела других стран по всему миру? Зачем им нужны 90 тысяч солдат в Японии? 35 тысяч солдат в Южной Корее? Сейчас они строят семь баз в Афганистане. Почему эта талантливая страна присутствует повсюду?
Мы в Сирии не потому, что считаем себя великой державой. ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России — прим. ред.) представляет прямую для нас угрозу, конкретную, а вовсе не абстрактную, опасность. До возникновения ИГИЛ исламистских терактов в Европе не было, они начались после того, как ИГИЛ провозгласило свой халифат. Это стало источников вдохновения для радикальных элементов в Европе. К нам в Россию каждый год приезжают работать 3,5 миллиона человек из Центральной Азии. Если там произойдет радикализация, это будет очень опасно для нас.
— Если государство — действительно эгоистичный монстр, значит, нам нужен мир, в котором решает сильнейший?
— Это постоянно пытаются доказать наши американские друзья.
— Россия тоже пытается это доказать.
— Россия держалась вне игры 15 лет. Нас было не видно и не слышно. Стал ли мир от этого лучше? В 1999 году начали бомбить Сербию и дали независимость Косово. Мы ничего не предпринимали. Затем НАТО начала приближаться к нашим границам. Сначала через Польшу, Венгрию и Чехию, затем Эстонию, Латвию и Литву.
— Сторонники вступления Швеции и Финляндии в НАТО получают доказательства своей правоты, когда, например, русские самолеты пролетают на расстоянии нескольких метров от шведских самолетов или нарушают финское воздушное пространство. Почему Россия сама действует так, что лишь подстегивает этот процесс движения к НАТО?
— Насколько я знаю, ни шведское, ни финское правительство не считают, что нужно вступать в НАТО.
— Динамика свидетельствует о другом: что НАТО развивает свою инфраструктуру и размещает войска в соседних с Россией странах. Как мы можем не обращать на это внимания?
— Что в таком случае делают русские самолеты в финском воздушном пространстве?
— Это было в определенный период роста напряжения. Финские солдаты участвовали в учениях НАТО, в том числе в масштабных маневрах, во время которых предполагалось, что враг пришел из страны на юго-востоке и оккупировал Эстонию. Интересно, какую же страну они имели в виду? Поэтому и были предприняты определенные ответные действия. Сейчас этого уже не происходит. Президенты России и Финляндии обсудили инцидент, и он исчерпан.
Зато меня беспокоит другая вещь, а именно — почему НАТО постоянно высылает свой флот в районы вблизи Калининграда. Чего они хотят добиться? Напугать нас? Мы не испугаемся.
— А русский самолет, который совсем недавно подлетел очень близко к шведскому?
— Об этом я ничего не слышал. Зато я слышал о том, что шведы постоянно ищут русские подводные лодки, и действительно нашли одну, потерпевшую крушение в 1914 или 1916 году.
— Так значит, вы действительно ничего не слышали об инциденте, когда российский самолет подлетел очень близко к шведскому?
— Нет. Но когда случаются такие вещи, обычно обе стороны обвиняют друг друга. Нам нужна обстановка, при которой инциденты подобного рода не происходят. НАТО стала очень активно вести себя в Балтийском море, особенно у наших берегов. Это ведет к несколько демонстративному поведению с российской стороны. Ситуация нездоровая, и мы должны положить ей конец. НАТО должна ограничить свою деятельность на севере Балтийского моря. Тогда все успокоится.
Несмотря на российскую поддержку Трампу, отношения между Москвой и Вашингтоном не улучшились с тех пор, как он стал президентом США. Напротив, они ухудшились. Но Пушков по-прежнему верит в Трампа как личность.
— Трамп не сделал ни одного враждебного высказывания в сторону России с тех пор, как был избран. Но он вынужден постоянно действовать согласно заранее написанному, враждебному по отношению к России сценарию, на который также работает часть его собственной администрации. Это делает его очень одиноким президентом. В нынешней ситуации от наших отношений почти ничего не осталось. Американский Конгресс и Сенат разрушают все, что помогало нам положить конец холодной войне. Поэтому я считаю, что они одержимы демоном разрушения.
Пушков улыбается.
— Я, конечно, говорю образно. Но было бы хорошо найти экзорциста, который уменьшил бы влияние этого дьявола в коридорах власти.
Алексей Пушков
Место рождения — Китай. Пушков вырос в советской дипломатической семье. Затем он получил образование дипломата и с 1988 по 1991 год в том числе занимался написанием речей для Михаила Горбачева. С 1993 по 2000 год он был в редакционном совете Foreign Policy. С 1998 года ведет собственную телепрограмму о внешней политике «Постскриптум» на телеканале ТВЦ.
В 2011 году избран в Государственную Думу от партии Путина «Единая Россия».
С 2012 года возглавлял российскую делегацию в Парламентской ассамблее совета Европы (ПАСЕ), пока Россия в нее еще входила. С 2015 года Россия больше не участвует в ПАСЕ, так как в 2014 году страну лишили права голоса в связи с аннексией Крыма.
В 2016 году избран в российский Совет Федерации.
В 2014 году попал в санкционные списки США и Украины, после того как поддержал аннексию Крыма.