Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Переехавший в Сибирь финский журналист Юсси Конттинен побывал у шамана

© РИА Новости Александр Кряжев / Перейти в фотобанкШаман общества "Адыг-Ээрен" (Дух медведя) в одной из комнат дома, который занимает шаманское общество в Кызыле
Шаман общества Адыг-Ээрен (Дух медведя) в одной из комнат дома, который занимает шаманское общество в Кызыле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Женщина средних лет была одета по западной моде. Потом она надела кожаный головной убор и накидку из шкуры лося. С кожаного головного убора свисал конский волос, скрывающий лицо. У женщины был шаманский бубен и палка. На накидке из шкуры лося висели бубенцы и когти. Женщина начала прыгать и стучать в бубен. Это был не настоящий обряд — она лишь показывала, как он проходит.

Когда я впервые приехал в нашу деревню, водитель остановил автомобиль на вершине высокого холма. Нужно было задобрить духов: привязать ленточки к ветвям деревьев и бросить на землю блины.


Женщина, у который мы снимаем дом, попросила перекреститься перед тем, как зайти во двор. На дверном косяке висел амулет на счастье: метелка из конского волоса, рядом с которой были кожа грызуна и клюв утки.


В Якутии мир духов по-прежнему актуален. Считается, что у всего живого и неживого есть душа — кут — или даже несколько душ.


У сибирских, как и у финно-угорских народов, мир был поделен на верхний мир богов, средний мир людей и нижний мир покойников. Шаман странствует между мирами и разговаривает с духами. У якутов отношения с верхним миром устанавливают белые шаманы, с нижним — черные.


Напротив нашего дома стоит маленькая православная молельная комната, часовня. Православные церкви есть во многих якутских деревнях, но в них редко кто заходит.


Формально якутов обратили в православие в XIX веке, но на практике они не отказались от поклонения природе. Шаманы активно выполняли свои обязанности до 1930-х годов, когда советская власть жестоко от них избавилась.


Якуты избегают церквей еще и потому, что рядом с ними обычно находится кладбище. От костей покойника стоит держаться подальше.


Один житель деревни с удивлением рассуждал о нашей христианской вере.


«Я не понимаю, почему нужно просить прощения за какие-то грехи. Что же это за вера? У нас нужно быть сильным».


Якуты — прогрессивный народ, и они приспособили свои верования к современной жизни. Человек, занимающий высокий пост, рассказал мне, что осматривал свой дом с человеком, который может определить присутствие негативной энергии при помощи раскачивающейся металлической палочки.


«Из-за вечной мерзлоты здесь много плохой энергии».


Настоящих шаманов в Якутии немного, но разных народных целителей здесь достаточно.


Когда я впервые попал в Якутию, меня отвели в совсем новый медицинский пункт. Там было полно современной медицинской техники, но врач отвел меня в комнату, в которой была одна кушетка. Меня ничего не тревожило, но я лег на кушетку по просьбе мужчины.


«Все недуги идут еще от рождения. Ты вышел из утробы в неправильном положении», — сказал он.


Мне нужно было тихо лежать на кушетке 20 минут, пока мужчина водил надо мной руками по воздуху и ставил диагноз.


Представители классического шаманизма в Якутии — тунгусские народы, например, эвенки. Слово «шаман» пришло из тунгусского языка. Два самых известных шамана постсоветского времени были эвенками из села Иенгра. Оба уже умерли. Шаман Савей скончался в 2013 году.


«Однажды я нашла в лесу сделанную из дерева гагару. Гагара — это наша святая птица. Она создала мир, подняв землю со дна моря, — рассказала мне женщина родом из села Иенгра. — Я учительница, и я решила отнести ее в школу. Потом заболел мой брат, а у ребенка развился псориаз. Кто-то сказал мне, что в лесу проводит свои обряды Савей. Я вернула ему птицу, и все проблемы решились сами собой».


После Савея шаманов в Иенгре не осталось, но у него были ученики в Якутии. Один из них — живущая в Якутске Анна Софронеева.


Я отправился на встречу с ней в обычный многоэтажный дом. Меня встретила красивая женщина средних лет, одетая по западной моде.


Она облачилась в шаманское одеяние. С кожаного головного убора свисал конский волос, скрывающий лицо. У женщины был шаманский бубен и палка. На накидке из шкуры лося висели бубенцы и когти.


Софронеева начала прыгать и стучать в бубен в возрастающем темпе. Это был не настоящий обряд — Софронеева лишь показывала, как он проходит.


«Я лечу на высоте одного метра», — объяснила Софронеева свои прыжки.


«Я чувствую, что у вас очень чистая душа», — сказала она.


Потом нужно было платить и уходить. К шаману пришел следующий клиент — женщина, явно чем-то сильно обеспокоенная. Она приехала за тысячу километров из города Мирный. Оказалось, сын женщины упал с электрического столба и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой.


«Иногда получается помочь, иногда — нет», — сказала Софронеева.