Когда я впервые приехал в нашу деревню, водитель остановил автомобиль на вершине высокого холма. Нужно было задобрить духов: привязать ленточки к ветвям деревьев и бросить на землю блины.
Женщина, у который мы снимаем дом, попросила перекреститься перед тем, как зайти во двор. На дверном косяке висел амулет на счастье: метелка из конского волоса, рядом с которой были кожа грызуна и клюв утки.
В Якутии мир духов по-прежнему актуален. Считается, что у всего живого и неживого есть душа — кут — или даже несколько душ.
У сибирских, как и у финно-угорских народов, мир был поделен на верхний мир богов, средний мир людей и нижний мир покойников. Шаман странствует между мирами и разговаривает с духами. У якутов отношения с верхним миром устанавливают белые шаманы, с нижним — черные.
Напротив нашего дома стоит маленькая православная молельная комната, часовня. Православные церкви есть во многих якутских деревнях, но в них редко кто заходит.
Формально якутов обратили в православие в XIX веке, но на практике они не отказались от поклонения природе. Шаманы активно выполняли свои обязанности до 1930-х годов, когда советская власть жестоко от них избавилась.
Один житель деревни с удивлением рассуждал о нашей христианской вере.
«Я не понимаю, почему нужно просить прощения за какие-то грехи. Что же это за вера? У нас нужно быть сильным».
Якуты — прогрессивный народ, и они приспособили свои верования к современной жизни. Человек, занимающий высокий пост, рассказал мне, что осматривал свой дом с человеком, который может определить присутствие негативной энергии при помощи раскачивающейся металлической палочки.
«Из-за вечной мерзлоты здесь много плохой энергии».
Настоящих шаманов в Якутии немного, но разных народных целителей здесь достаточно.
Когда я впервые попал в Якутию, меня отвели в совсем новый медицинский пункт. Там было полно современной медицинской техники, но врач отвел меня в комнату, в которой была одна кушетка. Меня ничего не тревожило, но я лег на кушетку по просьбе мужчины.
«Все недуги идут еще от рождения. Ты вышел из утробы в неправильном положении», — сказал он.
Мне нужно было тихо лежать на кушетке 20 минут, пока мужчина водил надо мной руками по воздуху и ставил диагноз.
Представители классического шаманизма в Якутии — тунгусские народы, например, эвенки. Слово «шаман» пришло из тунгусского языка. Два самых известных шамана постсоветского времени были эвенками из села Иенгра. Оба уже умерли. Шаман Савей скончался в 2013 году.
«Однажды я нашла в лесу сделанную из дерева гагару. Гагара — это наша святая птица. Она создала мир, подняв землю со дна моря, — рассказала мне женщина родом из села Иенгра. — Я учительница, и я решила отнести ее в школу. Потом заболел мой брат, а у ребенка развился псориаз. Кто-то сказал мне, что в лесу проводит свои обряды Савей. Я вернула ему птицу, и все проблемы решились сами собой».
После Савея шаманов в Иенгре не осталось, но у него были ученики в Якутии. Один из них — живущая в Якутске Анна Софронеева.
Я отправился на встречу с ней в обычный многоэтажный дом. Меня встретила красивая женщина средних лет, одетая по западной моде.
Она облачилась в шаманское одеяние. С кожаного головного убора свисал конский волос, скрывающий лицо. У женщины был шаманский бубен и палка. На накидке из шкуры лося висели бубенцы и когти.
Софронеева начала прыгать и стучать в бубен в возрастающем темпе. Это был не настоящий обряд — Софронеева лишь показывала, как он проходит.
«Я лечу на высоте одного метра», — объяснила Софронеева свои прыжки.
«Я чувствую, что у вас очень чистая душа», — сказала она.
Потом нужно было платить и уходить. К шаману пришел следующий клиент — женщина, явно чем-то сильно обеспокоенная. Она приехала за тысячу километров из города Мирный. Оказалось, сын женщины упал с электрического столба и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой.
«Иногда получается помочь, иногда — нет», — сказала Софронеева.