Газета «Известия» и телеканал «РЕН ТВ» опубликовали видеосюжеты, в которых были объединены два разных случая, когда финских дипломатов обвиняют в неподобающем поведении на территории России.
Оба скандальных заявления входят в сферу вопросов, которыми занимается Вирпи Ханхикоски (Virpi Hanhikoski), консул Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге.
Сама Ханхикоски удивлена тем, что российские СМИ сделали ее центральной фигурой скандалов.
«Это было очень неожиданно. Оба случая рассматриваются в нашем Генеральном консульстве как довольно рядовые рабочие вопросы», — сообщила Ханхикоски газете Ilta Sanomat.
Первый «скандал» — уличная драка на Невском проспекте в Петербурге, одним из участников которой оказался сотрудник Генерального консульства Финляндии. На видео показаны кадры с камеры видеонаблюдения и говорится, что работник консульства «вел себя неподобающе для дипломатического работника» и что его могли за такое «как минимум выслать из страны».
По информации Ilta Sanomat, этот служащий Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге сам сообщил в полицию о драке и считает себя и свою спутницу пострадавшими. Ханхикоски, со своей стороны, как ответственный сотрудник консульства, пыталась удостовериться, что это происшествие будет надлежащим образом рассмотрено российскими чиновниками. Данный человек не имеет статуса дипломата, а был принят на работу по договору на месте.
В видеосюжете сначала показывают, как журналист пытается взять интервью у финна, участвовавшего в происшествии. Журналист также удивляется, почему участвовавший в драке работник консульства все еще свободно гуляет по центру Санкт-Петербурга в приподнятом настроении. Складывается впечатление, что финн виновен в потасовке, и, кроме всего прочего, уклоняется от ответа на вопросы журналиста.
Затем показано, как российский журналист подходит к консулу Вирпи Ханхикоски и пытается узнать у нее информацию о произошедшем, ведь Ханхикоски — начальник этого участника дебоша. Когда Ханхикоски сообщает российскому журналисту, что не знает подробностей произошедшего или не может ответить на вопросы, журналист произносит:
«Ничего не знать — это ее работа».
Далее на видео начинают рассказывать о контрабанде в Финляндию деталей военной техники, произведенных на российских заводах. В этот раз обвинения в адрес Вирпи Ханхикоски гораздо серьезнее: похоже, что она лично замешана в скандал с контрабандой неподходящим для дипломата образом.
В видео неоднократно подчеркивается «незнание» Ханхикоски о скандалах и дается понять, что о скандале с контрабандой она в любом случае должна была знать, поскольку «поддерживала» главного подозреваемого. Когда Ханхикоски говорит журналисту, что не может комментировать вопросы, относящиеся к работе консульства, это представляют как доказательство того, что ей есть что скрывать.
Нападки на Финляндию в СМИ России начались после появления статьи в газете «Известия», в которой утверждается, что «финские дипломаты оказались замешаны в деле о военной контрабанде».
В статье также утверждается, что Дмитрий Богачев, главный подозреваемый в деле о контрабанде, находился под защитой правоохранительных органов Финляндии, и финская сторона определенным образом курировала деятельность его группы и передачу деталей через Финляндию в третьи страны.
Веса Хяккинен (Vesa Häkkinen), начальник информационного отдела МИД Финляндии, удивлен видеосюжетами, которые распространяются в СМИ России, и намеками на причастность Вирпи Ханхикоски к скандалам.
«К такой журналистике следует относиться очень критично. Образ, создаваемый в СМИ, совершенно непостижимый», — говорит Хяккинен газете Ilta Sanomat.
Хяккинен и ранее говорил Ilta Sanomat, что финские дипломаты всего лишь предоставили консульскую помощь подозреваемому в деле о контрабанде деталей оружия Дмитрию Богачеву, поскольку он сам попросил об этом. По словам Хяккинена, обвинения в том, что финские дипломаты каким-то образом еще могли вмешаться в дело о контрабанде оружия, абсолютно вымышленные и необоснованные.
«Эти заявления по какой-то причине начали распространять в российских СМИ, но официальные лица России не выдвигали обвинения и не сообщали, что подозревают нас в причастности к делу о контрабанде оружия», — подчеркнул Хяккинен.
Ханхикоски проработала в Генеральном консульстве Санкт-Петербурга пять лет и должна вернуться в Финляндию в августе в соответствии с порядком ротации, установленным Министерством иностранных дел Финляндии. В консульстве Ханхикоски занималась именно предоставлением консульской помощи гражданам Финляндии, и некоторые случаи были очень сложными.
Наверное, самый известный из них — задержание активистки Greenpeace Сини Саарелы (Sini Saarela) осенью 2013 года вместе с другими 29 протестующими против бурения нефтяных скважин в российской Арктике. Ханхикоски встречалась с активисткой в следственном изоляторе Санкт-Петербурга и следила за ходом судебного дела.
Россия освободила Саарелу под залог, а позже оставшиеся члены группы протестующих были амнистированы. Ханхикоски как консул также помогала Саареле в бюрократических вопросах, связанных с возвращением в Финляндию.