Он был царем Божией милостию. Но он также был царем против своей воли. Он потерял власть, не пытаясь бороться за нее, и был слабым, уступчивым и безвольным лидером. Тем не менее, этот слабый лидер является святым и почитаемым человеком спустя 100 лет после революции, приведшей к его смерти. Николай II умер проигравшим в земном мире, но восстал как некий победитель в мире ином. Все это создает трудности для России спустя 100 лет после революции 1917 года.
Уже в марте 1917 царь отказался от трона — всего лишь через несколько дней после больших демонстраций в столице Петербурге. Некоторым образом он почувствовал облегчение от того, что больше ему не нужно было нести бремя ответственности. Но положение царя изменилось в ноябре после большевистского переворота под руководством Владимира Ленина. Царя вместе с семьей взяли под стражу и сослали в Екатеринбург на Урале.
Здесь 17 июля 1918 года они были убиты большевиками и похоронены в неизвестном месте. Дом Ипатьева, где Николай и его семья были расстреляны, теперь является церковью, а на месте, где они были похоронены, теперь стоит монастырь (так в оригинале статьи — прим. ред.). Николай был канонизирован в 2000-м году, после того как в 1998 году его останки и останки его семьи были эксгумированы и захоронены там, где покоятся останки остальных представителей царской династии Романовых в Петербурге.
В этом году Россия отмечает столетие революции, которая определила ход истории всего столетия. Русская революция стала радикальным разрывом с прошлым. Революционеры должны были создать нового человека, освободить его от буржуазных и религиозных условностей. Но революция превратилась в тоталитарное государство террора, подобного которому еще не видел мир. Сталинские убийства, согласно некоторым данным, 20 миллионов «врагов народа», установили стандарт террора 20 века, где Гитлер и Мао выступили важными действующими лицами, внесшими в него свой вклад.
Но был ли последний царь «хорошим» лишь потому, что силы, которые завладели властью в России, были силами дьявола? Это вопрос, которым вынуждена заниматься современная Россия и ее политическое руководство. В русской истории есть две личности, которых презирает нынешний российский президент Владимир Путин. Это Николай ll и последний советский руководитель Михаил Горбачев. Общим для этих двух является то, что они без борьбы отказались от власти. При царе в большой степени исчезла русская, а при Горбачеве советская империя. Путин назвал развал Советского Союза «самой крупной геополитической катастрофой 20 века».
Николай ll ответственен за то, что утратил власть и влияние в стране, которая многими русскими воспринимается как «святая матушка Русь». Для такого президента как Путин, осознающего значение исторического момента, речь идет о трудном сохранении равновесия между тем, чтобы дистанцироваться от последнего слабого царя и одновременно одобрять создание Романовыми Российской империи.
Точно так же трудно дистанцироваться от кровавой большевистской революции и одновременно одобрять создателя большевистской империи Иосифа Сталина, спасшего «матушку Россию» во Второй мировой войне, которая в России называется Великой Отечественной, и снова делать страну сильной. Победа России над гитлеровской Германией и культивирование патриотизма, вызванного войной, является главным в рассказе режима Путина о себе и в той картине, которую президент хочет дать России.
Все эти вызовы уходят корнями в исторический 1917 год, который привел к гибели царя годом позже.