«Ради каждой жизни» — таков девиз медицинского батальона «Госпитальеры», известного своими действиями в зоне АТО. Сейчас его штаб-квартира размещается в бывшем детдоме в пригороде Павлограда, небольшого городка на востоке Украины. Внутреннее убранство — весьма скромное, стены украшены плакатами, виднеются предметы, привезенные из зоны боевых действий: простреленные дорожные знаки, каски, снаряды. Мы проходим в помещение, где несколько мужчин разговаривают с девушкой на инвалидной коляске с фиолетовыми волосами. Это 22-летняя Яна Зинкевич, основательница и командир «Госпитальеров».
История создания этого медицинского батальона уходит своими корнями в 2014 год, когда конфликт только разгорался. После завершения акций протеста на Майдане в Киеве Яна отказалась от мысли сдавать экзамены в Львовский медицинский институт и вместе со многими другими записалась в один из добровольческих батальонов, по большей части входивших в «Правый сектор» (террористическая организация запрещена в РФ — прим. ред.).
«Я не понимала механизма войны. После первых боев было много раненых и погибших. Не было медицинских инструментов и лекарств. Никто не забирал и не хоронил убитых… Это был самый настоящий хаос», — рассказывает она El Confidencial.
«Во время обстрела местечка Писки священник рассказал мне об Ордене госпитальеров, и тогда я решила, что, если останусь в живых, то создам нечто подобное», — рассказывает девушка, прикованная к инвалидной коляске после автомобильной катастрофы.
Добровольческой армией Украины командует ультраправый радикал Дмитрий Ярош, бывший лидер «Правого сектора», а ныне депутат Верховной Рады. Вначале Яна Зинкевич возглавила военно-медицинскую службу «Правого сектора», а затем уже создала батальон «Госпитальеры», который входит в Добровольческую армию Украины (входит в состав запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор»), являющуюся составной частью Вооруженных Сил Украины.
Участие в сражениях при Саур-Могиле, в Иловайске, при штурме Донецкого аэропорта принесло Яне Зинкевич большую известность в украинском обществе. «Вскоре к нам стало записываться больше людей, они предлагали помощь, кто-то машину, кто-то лекарства или медицинские инструменты… Постепенно мы улучшали свою организацию, формировали позиционные группы, медицинские бригады. Сейчас 65 человек активно работают в составе четырех больших групп в зоне боевых действий, в небольших группах по 5-6 человек в зависимости от интенсивности боев, и еще у нас 200 волонтеров-резервистов», — рассказывает Яна.
Зинкевич не скрывает своего недовольства киевскими властями. «Мы не получаем никакой материальной поддержки с их стороны, но они хотя бы нам не мешают, и это уже хорошо. Мы работаем благодаря пожертвованиям добровольцев или украинской диаспоры», — говорит комбат, добавляя при этом, что они активно сотрудничают с правительством.
Роль женщин на войне
Из девяти командиров батальонов, входящих в Украинскую добровольческую армию, Яна Зинкевич — единственная женщина. В Вооруженных Силах Украины доля женщин составляет 13% от общего числа военнослужащих, а на ответственных должностях их всего 2,9%. Эти цифры не учитывают всех женщин, которые с начала конфликта входили в добровольческие батальоны.
Несмотря ни на что, в этой войне женщины участвуют, не только находясь на боевых позициях. По всей стране многие из них занимают активную гражданскую позицию. «Число добровольцев постоянно растет во многих городах. 90% групп, которые занимаются доставкой продовольствия, возглавляют женщины, мужчины выполняют функции водителей или помогают разгружать ящики», — утверждает Галина Гончаренко, мать погибшего солдата, основательница пансионата «Солдатский привал».
С самого начала конфликта добровольцы играли важную роль. Они собирали деньги для нужд армии, делали камуфляжные сетки, оборудовали места отдыха для бойцов, как, например, на железнодорожном вокзале в Киеве. «Война меняет все и навсегда. Раньше мы считали, что мужчины уходят на войну, а женщины остаются оберегать домашний очаг. Сейчас женщины участвуют во всем. На войне они выполняют обязанности военных врачей, инструкторов… Мы доказали, что умеем обеспечивать надежный тыл», — сказала в заключение Яна Зинкевич.