Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Балканы — пример для нас. К сожалению, мы не румыны, которые не питают относительно России никаких иллюзий

© AP Photo / Andreea Alexandru, FileРумынские солдаты принимают участие в совместных военных учениях
Румынские солдаты принимают участие в совместных военных учениях
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлом году чешское правительство выделило на армию 0,97% ВВП — один из худших результатов в НАТО, — тогда как Румыния уже в этом году присоединится к пятерке лидирующих государств, которые выполняют обязательства перед альянсом и выделяют не менее двух процентов ВВП. В чем разница? Просто мы не румыны, которые не питают никаких иллюзий о державных амбициях России.

Чехия — не Балканы. Если в прошлом году чешское правительство выделило на армию 0,97% ВВП (а это четвертый худший результат в НАТО), то Румыния в этом году присоединится к пятерке уже лидирующих государств, которые выполняют свои обязательства перед альянсом и выделяют не менее двух процентов ВВП. В чем разница? В Чехии нет политической воли для повышения расходов. Ведь на то нет и социального запроса. Просто мы — не румыны, которые не питают никаких иллюзий о державных амбициях России.


Когда чешские политики хотят доказать, что в Чехии дела идут в целом хорошо, что, к примеру, еще худо-бедно соблюдаются политические программы, они прибегают к заявлениям вроде: «Мы же живем не на Балканах» или «У нас — небалканский менталитет».


Но на самом деле очень жаль, что мы, например, не такие же, как румыны.


В четверг министр обороны Мартин Стропницкий получил от своего коллеги по партии ANO министра финансов Ивана Пилного обещание, что к 2020 году расходы на оборону возрастут до 1,4% ВВП.


Якобы это успех, поскольку прежний проект среднесрочных расходов министерства финансов, предложенный еще Андреем Бабишем, предполагал более медленный рост: к 2019 году — до 1,18%.


Это весьма примечательно, если учесть, что уже почти три года назад, в начале сентября 2014 года, главы коалиционных партий нынешнего правительства подписали соглашение, согласно которому расходы на армию в 2020 году должны достичь 1,4%.


Не кажутся ли вам странными эти расчеты в «балканском» духе? Получается, в начале работы правительство о чем-то договаривается, чтобы потом об этом тихо забывают, чтобы перед выборами снова преподнести как свежайшую идею?


Но главное здесь — контекст. В сентябре 2014 года коалиция подписала упомянутый договор буквально накануне саммита НАТО в Уэльсе. Напомним, что это была первая встреча стран НАТО на высшем уровне после российской агрессии на Украине и незаконной аннексии Крыма. Было понятно, что расходы на оборону будут одной из главных тем саммита. Чехия не хотела приезжать туда с пустыми руками, поэтому правительство придумало и привезло в Уэльс «обязательство».


На саммите в Уэльсе речь действительно шла о деньгах, и страны-участницы обязали увеличить оборонные расходы, назвав два процента ВВП целью на ближайшие десять лет. В тот момент положение Чехии было в целом хорошим, ведь ее правительство написало в соглашении черным по белому, что повысит расходы.

 

Но оказалось, что это просто бумажка в духе «обещая, не обидишь». Достаточно одного контрольного вопроса: сколько денег Чехия выделила на оборону в прошлом году? Замечательные 0,97%. Так Чехия оказалась в списке стран-участниц альянса четвертой с конца.


Нет политической воли для увеличения оборонных расходов. А этой воли нет потому, что нет социального запроса. И в этом ничего не изменила даже изменившаяся ситуация в области европейской безопасности. Мы — не как румыны. К сожалению.


В этом году Румыния присоединиться к уже лидирующей пятерке стран НАТО (США, Великобритания, Греция, Польша, Эстония), которые выделяют на оборону не менее 2% своего ВВП.


Румыния не стоит иллюзий о России и ее влиянии в Европе. Многие годы у румын перед глазами один пример российских державных амбиций — соседняя Молдавия.


Кроме того, из аннексированного «российского» Крыма до стратегически важного румынского порта Констанца по воздуху — менее 400 километров. Сверхзвуковой боевой самолет преодолеет их всего за 20 минут.


В Чехии подобной угрозы у самых ворот нет. Поэтому нам, в отличие от Румынии, к счастью, не приходится покупать ракеты «Пэтриот». Правда, опять-таки в отличие от Румынии, Чехия вообще не может воспринимать Россию как угрозу для безопасности.


Кто-то напоминает о славянской взаимности и убежден, что братская Россия всегда относилась к нам хорошо — уж точно лучше, чем к Западу. Кто-то аналитически объясняет, что мы должны проводить ловкую «политику всех азимутов». А кто-то просто верит, что люди всегда как-нибудь договорятся.


В итоге все это способствует тому, то большая часть общественности позволяет политикам бездействовать и просто ждать, откуда подует ветер посильнее, и при этом, оправдываясь, утверждать, что чешская армия якобы не сумеет эффективно потратить большее количество средств.


Что ж, у нынешнего правительства на это было «всего» четыре года. Ему удалось увеличить оборонные расходы с 0,95% в 2014 году до 1,07% в этом. Кто-то скажет, мол, настоящие Балканы. Но нет. Это Чехия.