Венесуэльцы умирают, в то время как остальная Латинская Америка причитает по поводу утраченной демократии. В сложившейся ситуации спасать нужно уже не только венесуэльскую демократию, но и человеческие жизни. Необходимо не допустить того, чтобы тысячи больных умирали в грязных койках больниц, где нет ничего, кроме физиологического раствора и тараканов.
Вновь вернулись болезни, которые ассоциируются со временами моров и отсталости: дифтерия, чесотка, проказа. Тем не менее, ужасающие новости, которые приходят из дня в день, не поражают воображение латиноамериканских правителей. Давайте обратим внимание на удручающий и тягостный итог встречи президентов стран Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR), состоявшейся несколько дней назад.
Масштабы социального кризиса, в который погружается Венесуэла, огромны, трагичны, а сам кризис, по всей видимости, неразрешим. Уже не удалось разрешить политический кризис и предотвратить разрушение демократической системы. Как оказалось, ни одной из латиноамериканских организаций, считавшихся столь авторитетными, не удалось повлиять на политику Мадуро и его правительства. Стало совершенно очевидным, что Межамериканская демократическая хартия не работает. В момент истины она показала свою бесполезность, чего нельзя сказать об Уставе ООН. Глава VII данного документа предусматривает даже использование военной силы стран-членов («голубые каски») в случаях, когда мир или международная безопасность находятся под угрозой. Это несовершенная процедура, которую зачастую не удается применить, но она существует и помогла разрешить острые мировые кризисы.
Существует известная поговорка «никогда не угрожай, если не можешь выполнить свою угрозу». Если словесное осуждение не воплощается в конкретные дела, то оно ничего не стоит. Более того, тот, в чей адрес направлено осуждение, понимает, что его не могут заставить изменить позицию.
Президент Макри неоднократно говорил, что Аргентина должна взять на себя роль лидера в регионе. Отлично, господин президент, вот сейчас как раз настал тот самый момент, когда решения и предложения не являются очевидными. Позволю себе предложить ему некоторые соображения, которые, возможно, будут способствовать оживлению дискуссий среди тех, кто принимает внешнеполитические решения в нашей стране.
Прежде всего, было правильно без обиняков заявить (хотя это будет и не очень приятно для дипломатического мира Западного полушария), что мы не располагаем эффективными способами недопущения диктатур. Вы инженер и, полагаю, человек практичный: начните с разрушения мифа о том, что мы создали механизм защиты демократии. Покажите своим коллегам (они это знают), что это лишь упражнения в красноречии и что пора придумать что-то более полезное или, по крайней мере, прекратить разглагольствовать попусту. Затем проанализируйте положение с гуманитарной помощью, подумайте о том, как использовать международное гуманитарное право, например, через Международный комитет красного креста. Почему бы президентам не собраться, не встретиться с генеральным секретарем ООН Антонио Гутеррешем и не обсудить способы доставки медицинской помощи и медикаментов в Венесуэлу? Красный крест является постоянным наблюдателем при ООН. Почему бы не попытаться поставить вопрос в ООН? А если Мадуро откажется от гуманитарной помощи, то таким образом он откажется от предложения ООН, а не Организации американских государств. Итак, господин президент, помочь разрешению этой драмы — Ваша обязанность. Под угрозой уже не свобода, а жизнь венесуэльцев.