Новые санкции США в отношении России усложняют отношения между двумя странами. Однако они не удержат президента Владимира Путина от реализации своей стратегии, несмотря на предупреждения его советника Алексея Кудрина о том, что это может быть повлечь за собой тяжелые последствия, которые будут лежать бременем на России на протяжении десятилетий, ограничивая экономический рост страны и мешая ее становлению в качестве ведущей экономической державы. Доказательством этому служит тот факт, что предыдущие санкции, введенные Западом против Москвы после ее вмешательства в кризис на Украине и «возвращения» Крыма, не способствовали смягчению российской позиции, что лишь усилило опасения со стороны государств Прибалтики, Польши и других бывших членов «восточного блока». В то же время эти санкции стали стимулом для еще большего вмешательства России в других регионах, особенно на Ближнем Востоке.
Несмотря на то, что такая политика нацелена на восстановление позиций России до уровня времен Советского Союза, ситуация по-прежнему далека от того, чтобы повлечь за собой новую холодную войну. Если говорить о балансе сил между двумя крупными державами, то преимущество в военном и экономическом отношении принадлежит Соединенным Штатам, что не позволяет противникам их легко одолеть. Кроме того, есть восходящие державы. Во-первых, это Китай, который больше не будет стоять на «обочине» конфликта между США и Россией. Во-вторых, это Европа, которая ищет пути к независимой политике и отхода от второстепенной роли в рамках атлантического блока в ответ на протекционистскую политику президента Дональда Трампа, который вышел из Парижского соглашения, пытается оказать давление на Европу и не учитывает ее интересы. Примером тому стали недавние санкции, которые нанесли ущерб европейской экономике и местным компаниям. Следует учесть, что страны Европы не желают конфликтовать со своим восточным соседом, напротив, они стремятся к сотрудничеству и взаимопониманию с ним по многим вопросам в сфере политики и безопасности на фоне того, что сегодня происходит на Ближнем Востоке. В-третьих, есть крупные региональные державы, такие как Индия и Бразилия.
Нет никаких сомнений в том, что Россия заинтересована в продолжении двустороннего сотрудничества в Сирии, особенно потому, что это облегчает реализацию российской стратегии в этой стране, позволяет ей укрепить свое присутствие на берегу Средиземного моря. Россия стремится развить свои отношения с Каиром и со всеми столицами стран Персидского залива, которые также заинтересованы в расширении российского присутствия, поскольку это будет означать уменьшение иранского влияния в регионе.
Кроме того, Москва нацелена играть большую роль в ливийском кризисе, установив прочные отношения Халифой Хафтаром, который противостоит Правительству национального согласия во главе с Фаизом Сараджем, который получает американскую и европейскую поддержку. Следует обратить внимание на то, что командующий национальной армии, а также политические силы в восточной части Ливии пользуются явной поддержкой со стороны государств Персидского залива и Египта. Эти страны не выступают против связей между Хафтаром и Москвой, поскольку они способствуют упрочению позиций ливийского маршала, его способности противостоять политическим силам на западе страны, которые получают поддержку от Турции и Катара. Все это мешает урегулированию ливийского кризиса.
Что касается Йемена, то он тоже является одним из направлений российской экспансии. Москва хочет вернуться к «демократическому» Йемену времен СССР. Она имеет тесные отношения с мятежниками, но в то же время не отказывается от отношений с законными властями, о чем свидетельствует одобрение Россией кандидатуры посла в Москве, назначенного президентом Абд Раббо Мансуром Хади. Подобный широкий спектр отношений, не исключающий возможность достижения взаимопонимания с правительством Биньямина Нетаньяху и палестинскими властями, позволяет России и дальше расширять свое присутствие в регионе.
#Trump #TrumpRussia #USA #Russia #cartoon #cartooncartel pic.twitter.com/u33mi7bh7O
— Cartoon Cartel (@cartooncartel_) 15 июня 2017 г.
В это время в Ираке и Сирии Трамп закрывает глаза на роль народной мобилизации в войне с террором, роль «Хезболлы» в Леванте и боях за Арсаль и Каламун, что усиливает позиции Ирана. России в свою очередь становится легче продолжать работу по созданию зон деэскалации, которые в конечном счете отражают ее видение будущего Сирии. Ей достаточно того, что ее войска гарантируют перемирие в этих областях. Что касается плана Пентагона увеличить присутствие своих войск в Сирии и даже в Ираке, то они были приняты поздно. Этот шаг не сможет ограничить влияние Тегерана в Сирии, которая контролируется режимом, включая Дамаск, Хомс, Хаму и Алеппо. На прошлой неделе во время визита Нури аль-Малики в Москву агентство «Спутник» сообщило, что, по словам иракского президента, Ирак желает политического и военного присутствия России на его территории, чтобы сбалансировать американское влияние в стране. Стало известно, что Исламская Республика обеспокоена широкой американской поддержкой, которую получает премьер-министр Хайдер Аль-Абади, и которая может способствовать его переизбранию на второй срок. Опасения Ирана усиливаются с приближением всеобщих выборов, и в первую очередь, в связи с выходом Омара аль-Хакима из «Верховного исламского совета» и создания им «Национальной коалиции», цель которой расширить связи страны с соседними государствами, не ограничивая их одним Тегераном.
В то же время удовлетворение Москвой просьбы лидера коалиции «Государство закона» вызвало гнев Вашингтона. Россия понимает, что приоритетом администрации Трампа является ограничение иранского влияния в регионе, особенно в Ираке. Средством для достижения этой цели являются новые санкции на совершение финансовых и банковских операций, которые ударят по «Хезболле». Нет никаких сомнений в том, что ужесточение санкций со стороны Конгресса США и Трампа против Ирана в связи с его ракетными испытаниями позволяет Кремлю использовать гнев США и их потребность в поддержке на международном уровне, как это происходило в предыдущие годы. Согласие по иранской ядерной программе позволяло Москве развивать отношения с Белым домом по другим вопросам.
Нет сомнений в том, что соглашение по зоне «Восточная Гута» в Дамаске, подобно тому, как это произошло на южном фронте, усиливает роль России и ее союзников в Леванте. В частности, военная кампания, цель которой — покончить с «Хайят Тахрир аш-Шам» (ранее — «Ан-Нусра», запрещена в РФ — прим. ред.) и ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) в Каламуне и приграничных ливанско-сирийских областях, также служит их интересам, и особенно — иранским. Остались лишь Хомс и его пригороды, а также наиболее сложные области провинции Идлиб, где действует «Ан-Нусра». Этот регион стал проверкой способности Турции обеспечить в нем безопасность. Ничто не мешает России помочь Турции войти в Африн и предотвратить присоединение этого курдского региона к регионам Кобани и аль-Джазира. Москва может дать Анкаре то, что она хочет, в то время как Вашингтон оказался не способен смягчить опасения Турции относительно создания курдской автономии с широкими полномочиями.
Что касается четырех зон деэскалации, то они определили образ будущего Сирии. Это федерализм, над установлением которого Кремль работает с начала российской военной интервенции в Сирии. У России есть гарантии, что Соединенные Штаты не нарушат российские планы, особенно после того, как им не удалось отрезать линии снабжения Ирана, идущие из Тегерана в Бейрут. Даже обученные американцами группировки, на которые США полагаются в борьбе с ИГИЛ в Танфе и противостоянии с отрядами «Революционной гвардии», начали бунтовать против США, отказываясь исполнять их приказы, требующие прекратить борьбу с сирийским режимом и ограничиться борьбой с террористической организацией.
Нужно учесть и то, что европейские государства, поддерживающие политику Трампа, были разгневаны его решением ввести новые санкции против России. В частности, Германия, чьи компании работают над проведением трубопровода для переброски в Европу российского газа, считают, что шаги, предпринятые против Москвы, усиливают напряженность в отношениях между Берлином и Вашингтоном. Так, немецкий комитет по Восточно-Европейским экономическим отношениям призывает Европу принять меры в ответ на решение Конгресса. Его позиция объясняется тем, что Германия понимает, что Америка нацелена на увеличение объемов экспорта своих энергоносителей в европейские страны для создания рабочих мест на внутреннем рынке и утверждения своей внешней политики. Известно, что энергетический сектор России является одним из столпов силы ее внешней политики в отношении Европейского Союза. Это оружие неоднократно использовалось как в недалеком, так и отдаленном прошлом. Это обстоятельство является одной из причин российской активности в Сирии, чью территорию Иран и Катар были готовы использовать для строительства газопроводов в Европу, чтобы составить конкуренцию российскому газу. Даже Китай был встревожен санкциями против России, Ирана и Северной Кореи, которые были одобрены Конгрессом США, и подверг их критике, назвав «односторонними». Кроме того, китайское руководство предупредило, что решительно выступит против любых аналогичных действий, которые могут затронуть экономические интересы страны. Китайцы опасаются роста протекционизма со стороны США, пропагандируемого президентом Трампом с момента его прибытия в Белый дом, несмотря на то, что он неоднократно выражал свое восхищение президентом Китая Си Цзиньпином! Американские санкции ужесточаются, в то время как Россия лишь расширяет зону своего влияния на Ближнем Востоке, в Европе и даже в Северной Корее!