Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борьба за могилы красноармейцев

© Фото : Damian KisielewskiПамятник красноармейцам, погибшим в 20-е годы XX века в Польше
Памятник красноармейцам, погибшим в 20-е годы XX века в Польше
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В войне с памятниками в Польше появилась еще одна цель: могила красноармейцев, погибших в бою под Оссувом в 1920 году. Gazeta Wyborcza сообщила, что поступило предложение «перенести останки солдат большевистской армии и демонтировать памятник, который был возведен в честь захватчиков, собиравшихся на штыках, через труп Польши, принести революцию в сердце Европы».

Как сообщила Gazeta Wyborcza, состоящий в партии «Право и Справедливость» (PiS) бывший мэр города Воломин и глава регионального отдела профсоюзного движения «Солидарность» хотят, чтобы Институт национальной памяти ликвидировал в селе Оссув могилу красноармейцев, появившуюся там в 1920 году. В своем письме они отмечают, что она «может стать источником конфликтов и создать повод для провокаций». Они просят «перенести останки солдат большевистской армии, покоящиеся в полях под Оссувом, и демонтировать памятник, который был возведен в честь захватчиков, собиравшихся на штыках, через труп Польши, принести революцию в сердце Европы. (…). Оссув — важное для поляков место, а там прославляют большевиков».


Много лет могилой никто не интересовался


Этим бойцам не улыбнулось солдатское счастье: после битвы их похоронили не на кладбище, а в общей могиле. Кем они были, как их звали, сколько им было лет, неизвестно. Их останки спокойно лежали в земле, а их судьбой никто особенно — или, точнее, вообще — не интересовался.


О могиле было известно из устных рассказов, не было даже точной информации, сколько человек там похоронили. Однако в 2008 году в ходе создания ландшафтного парка, посвященного Варшавской битве, археологи раскопали курган и обнаружили в могиле останки 22 человек. Одни, по всей вероятности, принадлежали заблудившемуся английскому наблюдателю: на это указывала найденная английская военная куртка. Дальше вокруг могилы возникали одни скандалы и проблемы: установка надгробного обелиска была запланирована на 2010 год, а проведение торжественной церемонии должен был взять под свой патронат спикер Сейма Бронислав Коморовский (Bronisław Komorowski). Инициатором мероприятия выступал Совет охраны памяти борьбы и мученичества.


Все могло бы пойти иначе и обойтись без скандалов, если бы под Смоленском не произошла авиакатастрофа, в которой погиб, в частности, генеральный секретарь Совета Анджей Пшевозник (Andrzej Przewoźnik). Все изменилось, а тема могилы в Оссуве (или, точнее, в окрестностях Оссува) начала распалять страсти и пробуждать демонов. Именно тогда впервые прозвучали слова о захватчиках, которые собирались «через труп Польши принести в Европу революцию». Сейчас мы видим лишь повторение фраз из старых писем.


Почему мы не можем оставить могилы в покое?


Все это правда: большевики напали на Польшу и сеяли по дороге смерть, не оглядываясь ни на какие договоры. Так было. Но мы победили. Неужели спустя почти сто лет мы не способны оставить покоящихся под Оссувом солдат в покое? Мы даже не знаем, кем они были: убежденными большевиками или людьми, которых призвали в армию, как, например, многих потомков поляков, живших в дореволюционной России. Неужели мы не способны проявить великодушие победителей? Они погибли почти век назад, а мы ведем себя так мелочно и спорим над их могилой. Что нам это дает? Неужели благодаря этому мы чувствуем себя большими патриотами? В нашей истории, в том числе того периода, можно найти множество прекрасных моментов, которые позволяют испытывать чувство радости и гордости. Неужели такая форма мести (чем еще это можно назвать) приносит кому-то удовлетворение? Должна ли политическая война принимать такое обличье? Следует спокойно задуматься над этими вопросами и поискать на них честные ответы в своем сердце.


Мне бы хотелось привести здесь цитату из статьи профессора Антония Дудека (Antoni Dudek), которая появилась на страницах газеты Rzeczypospolita в том самом 2010 году, когда вспыхнула война за могилу в Оссуве. Я полностью разделяю эту позицию и считаю, что именно такой подход следует называть проявлением патриотизма.


«С момента окончания польско-большевистской войны прошло уже 90 лет. Это достаточно долгий срок, чтобы взглянуть на события тех лет спокойно, без излишних эмоций. Поэтому идея совместить торжества по случаю грандиозной победы, которую одержали солдаты возрожденного польского государства 15 августа 1920 года над большевиками, с открытием монумента, посвященного жертвам противоположной стороны, кажется мне абсолютно правильной.


Я убежден, что мы способны сделать такой жест и не только почтить память наших героев, которые защищали польскую независимость, но и вспомнить о трагической судьбе бойцов армии захватчиков. Не следует забывать, что многие оказались в ее рядах не по собственной воле. Мы уважительно относимся к могилам всех иностранных солдат, которые покоятся в польской земле, поэтому я не вижу причин возмущаться по поводу идеи поставить им символический обелиск.


Я не согласен с утверждением, что таким образом мы воздвигаем памятник Красной армии, которая стремилась завоевать Польшу и всю Европу. Мы, разумеется, не должны воздвигать памятники преступным режимам, как коммунизм и нацизм, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы почтить память конкретных солдат, погибших в той войне. (…) Возвращаясь к теме обелиска в Оссуве. В этом монументе символично то, что он имеет форму креста. Сложно назвать его символом Красной армии или большевиков, которые называли одной из своих основных целей борьбу с церковью и религией. При этом большинство солдат, сражавшихся в рядах Красной армии в те годы, были верующими. И это, пожалуй, красноречивее всего говорит о том, что таким памятником мы не прославляем преступный режим или армию захватчиков, а отдаем дань памяти конкретным солдатам, павшим под Оссувом».

Обсуждение
Комментариев: 37
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Krymchanin from Lithuania
12 августа 2017, 08:12
принести революцию в сердце Европы. Не понял. Ржачьбезполлитры является сердцем Европы? С таким сердечком Европа долго не протянет.
U-2
12 августа 2017, 08:56
Krymchanin from Lithuania, а вроде белорусы претендовали на географический центр Европы?
Krymchanin from Lithuania
12 августа 2017, 09:38
U-2, Центры Европы есть в Белоруссии, Литве и Латвии.
0
0ncnjqybr
12 августа 2017, 09:50
U-2, а поляки претендовали на саму Белоруссию.
KMV
12 августа 2017, 23:19
U-2, не стоит обобщать. Претендовал только солнцеподобный. Всем остальным беларусам до сиреневой звезды.
leksandrr
12 августа 2017, 09:29
Krymchanin from Lithuania, Да не, поляки тут сами себя трупом назвали. Типа перешагнуть через смердящий и дальше в Европу.
l
liova01
12 августа 2017, 11:39
Krymchanin from Lithuania, До войны Польша грудью заслонила Европу от орд большевиков! Теперь Украина... Ну, и хохлушки по всей России...
i
inosmik
12 августа 2017, 08:14
\При этом большинство солдат, сражавшихся в рядах Красной армии в те годы, были верующими.\ ================================================================== Вот это правда.
B
Brundy2011
12 августа 2017, 21:47
inosmik, На войне все верующие...
ш
шатун-шах
14 августа 2017, 15:16
inosmik, Светило солнышко и ночью и днем, не бывает атеистов в окопах под огнем...(с)ГРОБ)
Krymchanin from Lithuania
12 августа 2017, 08:17
Все эти младоуэвропейцы-фашистики и урна, а так же поддерживающая их уэропка, не рассматривают возможность создания в России Института национальной памяти? Ведь и нация не ихнии хухры-мухры, а уж что вспомнить всем этим пиндошестёркам есть.
Г
Грац
12 августа 2017, 08:46
там один шаг до глумление над прахом , епрст нифига мышей не ловит не мид, ни соответствующие органы, вывозить на родину надо останки, мне не понятно почему наша власть это не понимает
leksandrr
12 августа 2017, 09:35
Грац, Было же уже такое предложение, что бы все демонтированные памятники вернуть в Россию и установить заново уже здесь. На что первыми же возвопили поляки, что мол ни в коем случае нельзя отдавать России эти памятники, ибо это станет мощным источником "антипольской пропаганды". Придет так русский человек к памятнику Герою, узнает что памятник этот стоял когда то в Польше и был снесен и возненавидит люто ее. Больные люди, русофобия поляков сродни бешенству и лечению практически не поддается.
a
alexandr.buryshek
12 августа 2017, 08:47
Всё правильно написано. Один нюанс. Это не большевики напали в 1920г на Польшу а Польша на советскую Украину, которой на помощь пришла советская Россия. И начали вторжение не под лозунгом борьбы с большевизмом, предоставления свобод Украине, Белоруссии а с лозунгом о Польше от моря к морю, о Польше от Балтики к Чёрному морю. И перед тем как Тухачевский вышел к Варшаве польские войска вышли к Киеву. А по пути на Киев не гнушались еврейских погромов, массовых казней большевиков и тех кого таковыми считали. После поражения советских войск Варшава наплевала на все конвенции по отношению к военнопленным и содержала их лагерях в таких условиях, что от голода, эпидемий погибли десятки тысяч. А когда пленные выступали и требовали к себе человеческого отношения их за это расстреливали без зазрения совести. Эти факты всегда стоит напоминать Варшаве когда снова начнёт свою излюбленную песню о вековых агрессивных устремлениях России по отношению к Польше.
U-2
12 августа 2017, 08:56
В моем миллионнике в предместье есть воинское захоронение на месте великой битвы. Не так уж давно там наведен практически идеальный порядок. Не без немецких денег. Половина кладбища - немецкие могилы, половина - советские. И никого не напрягает. Водят туда экскурсии... стыдно мне, но проезжал мимо в нескольких километрах, но ни разу не посетил. Но простительно, так как в городе есть величественные мемориальные комплексы, на которых и сам бывал и детей с малолетства водил. Нет в моем городе, пострадавшем от фашистов в неимоверной мере, ненависти к могилам оккупантам. Мы не воюем с могилами!
l
liova01
12 августа 2017, 11:41
U-2, "При коммунистах" немецкое кладбище в Красногорске (пленные) было в порядке. И японское
U-2
12 августа 2017, 11:51
liova01, совместное кладбище у нас при коммунистах имело только хороший памятник нашим солдатам, в нулевые на немецкие деньги довели до ума и оформили совместное (два сблокированных кладбища), построили несколько зданий, включая небольшую гостиничку, немцы регулярно приезжают.
l
liova01
13 августа 2017, 11:51
U-2, В Красногорске был "козырный" лагерь. Через него практически вся верхушка ГДР прошла. Японцы тоже были. Венки ГДРовские были.
s
spg1949
12 августа 2017, 09:13
19 декабря польское правительство дало приказ своим войскам занять г. Вильно[14], 21 декабря 1918 создаётся Временная комиссия управления округом Средней Литвы[14].
s
select
12 августа 2017, 09:26
Надеяться на то, что русофобская власть в Польше одумается, напрасный труд. Пора действовать, надо забирать и перевозить на родину останки наших солдат, пока эти варвары не начали осквернять и глумиться над ними. Одновременно выгнать из России польского посла и вводить жесточайшие экономические санкции. Для Польше наиболее чувствительны, в экономическом плане, транзит грузов и логистика, по этому сектору и следует бить.
leksandrr
12 августа 2017, 09:56
select, В том то и дело, что они ни за что не отдадут. Иначе их любимое занятие -пляска на костях - пойдет на смарку. Они с великим удовольствием пляшут на костях своих же соотечественников, о чем же можно говорить в этом случае?
C
CEKATOP
12 августа 2017, 10:27
select, Голосую двумя руками! К вопросу переноса захоронений могла бы подключиться РПЦ, негосударственные общественные движения, союзы ветеранов и пр. Организовать сбор пожертвований и содействия. От государства, введение санкций к Польше и лицам причастных к этим нечеловеческим поступкам
s
select
12 августа 2017, 12:07
CEKATOP, Полностью согласен!
Хасиев
12 августа 2017, 10:11
Поляки превратились в мерзких гробокопателей!!!
d
doctor_corbon
12 августа 2017, 10:15
Хасиев, какой злой волшебник их заколдовал?
2m
12 августа 2017, 10:40
Автор претендует на адекватность
N9
N 99
12 августа 2017, 10:40
"Все это правда: большевики напали на Польшу и сеяли по дороге смерть" , дальше этого вранья смысла читать нет.
N9
N 99
14 августа 2017, 03:48
Хотя наверное я слишком резок был, спасибо автору за попытку примирения.
h
hermes
12 августа 2017, 11:01
Поляки - католики. Верующие люди. Должны знать: нельзя оскорблять мертвых. Ответ из того мира будет СТРАШНЫМ!
c5
12 августа 2017, 11:50
Вроде верующие. Должны знать что так просто это не пройдет. Горите в аду, мерзкие западлюки или они у себя ад хотят устроить, непонятно.
Зс
Забойщик с полундры
12 августа 2017, 15:59
"Все это правда: большевики напали на Польшу и сеяли по дороге смерть, не оглядываясь ни на какие договоры." Если это и есть польская "правда" то какая же у них ложь? Даже страшно подумать.
samix1265
12 августа 2017, 19:16
Пщпеки всегда были, есть и будут человеконенавистниками-русофобами - в генах.
S
Serg1812
12 августа 2017, 21:13
За что погибли 500 тыс. Русских солдат? За вот это г.? Всю войну и нашим и вашим, варшавское вооостание с бриттами замутили а пришлось сталину войка гнать чтоб помоч и все равно мы виноваты что их вырезали, шакалы они, и всегда были такими и когда чехию с гитлером делили и когда красноармейцев наших 20 тыс в 20 годах грохнули, добр ох добр был Иосиф Виссарионович.
Synoptic
12 августа 2017, 22:51
Все это правда: большевики напали на Польшу и сеяли по дороге смерть, не оглядываясь ни на какие договоры. -------------- Агрессивно напали на Польшу, после того, как Польша мирно захватила Киев, ага :)
GreyCat
13 августа 2017, 02:06
Вводить полное эмбарго для Пшекии и запретить въезд всех гос.служащих Пшекии на территорию РФ.
k
korol-tom
14 августа 2017, 09:40
могу одно сказать, что те, кто тревожит прах усопших солдат, просто получат по заслугам, в то или иное время, или их потомки. Так будет, мне сказали
Султонбек
14 августа 2017, 15:39
Мне кажется нам надо воздвигать больше памятников жертвам поляков. Благо, история польских агрессий очень богатая. А для начала закрыть закрыть катынский мемориал для польских депутатов и министров.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем