За последние два дня на просторах русскоязычного Facebook распространилось видео с призывом помочь десятилетней сирийской девочке Наджве вернуться первого сентября в свою русскую школу. На видеозаписи запечатлены кадры, где у неравнодушных людей просят перечислить 100-200 рублей (1,5-3 доллара) на определенный счет, чтобы Наджва не стеснялась того, что ей нечего надеть. Когда девочке сказали написать на листке бумаги, что бы она хотела получить, она на русском языке попросила платье и ручку, не упомянув ни про школьную сумку, ни про что бы то ни было еще, говоря, что «это будет лишним».
Семья Наджвы не в состоянии ей помочь, так как никто не может получить работу без получения статуса беженцев, в котором семье отказывают. От них требуют вернуться обратно в Сирию, несмотря на то, что возвращаться уже некуда.
Школьный обед стоит 60 рублей (один доллар), и Наджва не может получить его бесплатно, потому что для этого необходимо, чтобы ее семья была признана находящейся за чертой бедности, а это опять же невозможно по причине отсутствия отметки о предоставлении временного убежища на территории России. Семья Наджвы получает 350 рублей в неделю (6 долларов), и это, безусловно, «большая» сумма, на которую в прошлом году Наджва могла позволить себе есть в школе дважды в неделю.
Содержание видео опять-таки затрагивает проблему взаимоотношений России и сирийских мигрантов. Россия разрушает сирийские города и школы, закрывает двери перед носом беженцев из этой страны, затрудняя сирийцам возможность пребывания на своей территории. Россия не стеснялась в выражениях, когда говорила о сирийских беженцах в Европе, называя их племенами гуннов, новыми варварами, которые стремятся захватить и разрушить Европу. Были также предприняты попытки нарушить спокойствие в Евросоюзе и укрепить позиции европейских фашистов.
Российское еженедельное издание «Власть» приводит информацию, что территории России сейчас официально находится 12 тысяч сирийских граждан, менее 0,1% от общего числа иностранцев в России. В эту цифру входят сирийские дипломаты, члены их семей и студенты, которые не относятся к категории беженцев. После начала войны в Сирии некоторые из них стали жить в России на нелегальном положении, так как срок действия их документов истек. Получение же новых документов без выезда из России стало невозможным, так же, как и получение любого другого статуса, позволяющего законно находиться в стране. «Власть» также сообщает, что за все время войны в Сирии беженцами официально было признано только два сирийских гражданина из сотен тех, кто подавал заявление.
Отказ в предоставлении статуса беженца российские власти мотивируют тем, что существует угроза притеснений вновь прибывших мигрантов по расовому, национальному или религиозному признаку, принадлежности к социальному классу и политическим взглядам.
В докладе под названием «Сирийские беженцы в России», опубликованном в конце 2016 года неправительственной организацией Комитетом «Гражданское содействие», который занимается защитой прав мигрантов в России, говорится, что в последнее время управления по вопросам миграции постоянно отказывают сирийцам в предоставлении убежища и указывают на необходимость вернуться в свою страну. Комитет отмечает, что подобные решения объясняются тем, что «ситуация в Сирии больше не представляет опасности». Такая позиция в свою очередь основывается на заявлениях министерства иностранных дел и обороны. Сообщается также о случаях высылки сирийцев в Турцию и принуждения к возвращению в Дамаск. В этом же докладе говорится и о трудностях, с которыми сталкиваются лица, подающие заявление на получение убежища. Среди них сложности с обращением в соответствующие учреждения и назначением времени для прохождения обязательного собеседования. Зачастую на это уходит несколько месяцев, в течение которых сирийцы находятся на территории России нелегально. Иногда это влечет за собой задержание полицией и дальнейшую передачу мигранта в суд или изъятие имущества со стороны полиции в ходе обыска на предмет наличия «опасных предметов».
Убежище, предоставляемое российской стороной, является временным и выдается на срок до года, и его, как правило, бывает невозможно продлить. В то же время в прошлом июле вышеупомянутый Комитет «Гражданское содействие» опубликовал на своем сайте новость под заголовком «Редкий случай: сириец, которому продлили временное убежище в России». В статье говорится о том, как российский суд продлил сирийцу Мухаммеду Ш. возможность пребывания на территории России на год после того, как изначально было принято решение о его депортации. Следует упомянуть, что этот сириец состоит в браке с гражданкой России и имеет в этом браке ребенка, который также имеет российское гражданство. Как отмечает Комитет, это событие — «большая победа», так как в последнее время управления миграции отказывают в продлении убежища с формулировкой «в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища».
Необходимо отметить, что в марте Европейский суд по правам человека вынес решение, обязывающее Россию уплатить 95 тысяч евро четырем мигрантам из Сирии, Ирака, Палестины и Сомали, которые провели в транзитной зоне московского аэропорта от пяти месяцев до двух лет в ожидании предоставления временного убежища в России. В этой связи Комитет «Гражданское содействие» отмечает, что в отношении России выносится рекордное число решений ЕСПЧ. Среди них есть и решение, содержащее информацию о том, что за 2016 год Россия приняла только 39 человек из тех, кто бежал от войны, голода и насилия.
Обращаясь к истории, следует отметить, что американская война во Вьетнаме и французская кампания в Алжире оставили глубокий, неизгладимый след в истории США и Франции и привели к расколу в этих обществах, который затронул вопрос о праве человека на свободу, безопасность и достоинство. Однако в случае с Россией афганская кампания, а позже — война в Сирии не привели к такому расколу. Россия выступила единым фронтом в своей борьбе против свобод человека и его права.