Когда Советский Союз стал клониться к закату, среди политологов завязалась дискуссия о природе этого государства. Чаще всего звучало два тезиса. Первый гласил, что коммунистический режим был одним из воплощений российского империализма, а марксизм выступал лишь удобным инструментом для распространения влияния Москвы во всем мире. В рамках второго подхода предлагалась обратная взаимосвязь государства и идеологии. Говорилось, что Россия стала инструментом в руках большевиков, которые использовали ее, чтобы заняться продвижением своих утопий в глобальном масштабе.
В современной России взяла верх первая схема. Когда 17 августа киевский Институт национальной памяти объявил, что на Украине (если не учитывать территорию оккупированного Донбасса) снесен последний памятник Ленину, в российских СМИ разразилась буря. Демонтаж памятников лидеру большевиков (хотя тот устроил геноцид русского народа) назвали антироссийским шагом.
Напомню, что процесс, названный «ленинопадом», начался 8 декабря 2013 года в День непорочного зачатия Девы Марии — тогда в ходе Евромайдана на киевском Крещатике первый раз снесли памятник Ленину. В дальнейшем из украинского общественного пространства исчезло еще 1,3 тысячи памятников Владимиру Ильичу и несколько тысяч фигур других коммунистических героев.
Подавляющее большинство российских политических комментаторов восприняло эти события практически как покушение на святыню. Украинцев сравнивали с талибами, которые уничтожили древние статуи Будды в Бамианской долине. Пресса писала, что это триумф варварства, победа цивилизации смерти над цивилизацией жизни.
Ленин остается в России одним из самых популярных исторических героев. В 2012 году в опросе, который проводил «Левада-центр», он занял второе место в списке выдающихся исторических личностей (37%), а в 2017 — четвертое (32%). Следует добавить, что в обоих случаях на первое место россияне поставили Иосифа Сталина (42 и 38%), что тоже заставляет задуматься. Обоих вождей коммунизма оценивают сейчас не через призму их преступлений, а с имперской перспективы, считая их создателями державы нового типа.
Только в этом контексте можно понять, почему на многих митингах в поддержку действующей власти в России можно увидеть рядом и флаги с православным крестом, и флаги с серпом и молотом, портреты Николая II с семьей и портреты Ленина, по приказу которого их убили. Палачи и жертвы, святые и проклятые в одной процессии, движущейся к…
Вот именно, к чему? На язык так просится вопрос из гоголевских «Мертвых душ»: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ»…