Опровержения дипломатии Ватикана не всегда следует воспринимать буквально. А некоторые из них могут указать на значимое событие. Например, на подготовку визита папы Франциска в Россию. Дело в том, что помимо слов Ватикана (зачастую весьма осторожных) следует обратить внимание на его поступки. Это в полной мере относится к поездке премьер-министра папы Римского Пьетро Паролина. Ее нельзя упускать из виду, потому что она представляет собой весьма редкий случай. И служит подготовкой для визита Франциска, хотя говорить о конкретных сроках пока что, конечно, нельзя.
Последнее событие такого уровня состоялось еще в 1999 году. Тогда в России побывал занимавший ту же должность Анджело Содано (Angelo Sodano). В 1988 году дорогу проложил другой предшественник кардинала Паролина Агостино Казароли. Все это многое говорит о значимости визита для католической церкви.
Перед отъездом кардинал отметил, что перспектива визита Франциска в Россию рассматривается. Как бы то ни было, генеральный секретарь скромной Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский сразу же отметил, что его страна не готова принять папу, и что причин торопиться нет. Однако подобные заявления звучат из Москвы на протяжение десятилетий. Все связано с недовольством значительной части православных епископов и духовенства, которые категорически против визита католического папы на святую землю православия.
Текущее сближение
Тем не менее на этот раз «фактор Франциска» может сделать свое дело. Ему свойственна «культура встречи», которая опирается на личные отношения, а не вызывающие раскол вопросы. Вопреки всем ожиданиям этот мягкий метод прекрасно сработал в феврале 2016 года, когда патриарх Кирилл согласился на (первую в истории) встречу с католическим папой на Кубе.
Помимо личных качеств папы Римского и патриарха Кирилла (они оба стремятся к диалогу) к сближению могут подтолкнуть вопросы Ближнего Востока, Сирии и защиты христиан. Они также будут подниматься на этой неделе.
С украинским же вопросом все сложнее. В этой стране Ватикан поддерживает связанную с ним греко-католическую церковь. Все это совершенно не по душе Московскому патриархату, который всегда оспаривал сам факт существования этой церкви. Москва считает ее исторической аномалией. Обойти этот взрывоопасный вопрос не получится.