Повеяло новым противостоянием между Соединенными Штатами и Россией в связи с поставками природного газа в Старый свет. В этой войне возрождение американской энергетической независимости представляется преградой на пути к неоспоримому господству Москвы, поставляющей 35% от необходимых Европе объемов. Всего это 122 миллиарда кубометров и 13 стран ЕС, которые на 75% зависят от страны. Далее следуют Норвегия со 107 миллиардами, Алжир, Катар и Ливия.
Развитие техники добычи углеводородов из сланцев и битуминозных песков, лежащее в основе американского энергетического прорыва, могло бы вновь поставить под вопрос геостратегические сценарии.
Поводом к усилению противостояния с Россией стал танкер Clean Ocean, направившийся к северным морям и Польше, где он пришвартовался в прошлом месяце и осуществил первую поставку в страну Восточной Европы. Это событие отметил вскоре сам Дональд Трамп во время своего визита в Варшаву в рамках «Инициативы трех морей» — соглашением по торговле и энергетике, объединяющим 12 стран Центральной и Восточной Европы. «США никогда не станут использовать энергетику, чтобы шантажировать вашу страну, и мы не можем позволить другим делать это», — заявил президент, имея в виду Россию — энергетическую державу, которая «держала этот регион в прошлом в заложниках».
Трамп упомянул сокращение поставок в 2008 году в связи со спорами с Украиной, а также отметил, что аннексия Крыма в 2014 году усилила опасения Европы о зависимости от Владимира Путина. Но это еще не все, потому что тот же танкер вскоре ожидают еще и в Литве. Он должен осуществтиь первую поставку американского метана в бывшую советскую республику. Для Москвы это будет самой настоящей угрозой главным образом из-за того, что это происходит у нее на «заднем дворе».
На поставки в Европу приходится 75% всего российского экспорта газа, а на доходы от нефти и газа приходится 40% федерального бюджета страны. Брюсселю нравится возможность диверсификации поставок в пользу США, учитывая попытки Европейской комиссии ограничить российское влияние при помощи законов об инфраструктуре и поставках из Москвы.
Вашингтону эта перспектива кажется даже более чем привлекательной, учитывая строительство новых терминалов сжиженного природного газа строятся в Техасе, Мэриленде и в других районах восточного побережья США. Считается, что это может привести к росту экспорта на 105 миллиардов кубометров к 2020 году.
Москва при этом не бездействует. У нее есть значительные возможности для того, чтобы снизить цены, а этот аспект для потребителя оказывается важнее любых политических соображений. По оценкам The Wall Street Journal, речь идет о цене 6,29 долларов за миллион btu («британских термальных единиц — прим.ред.) американского природного сжиженного газа и 4,86 долларов за российский газ, которому не приходится проходить через двойную процедуру трансформации (перехода в жидкое состояние и потом газификации). Россия также делает ставку на «Северный поток-2» — газопровод в Европу длиной почти 1200 километров, который проходит под Балтийским морем в обход Украины. На него распространены санкции администрации Трампа, введенные в ответ на агрессию Москвы против Киева. Этот проект может позволить сосредоточить 80% экспорта российского газа в Европу в этом единственном канале, что усилит уязвимость Старого света.