Во внутреннем документе ЕС, который удалось заполучить журналистам газеты The Financial Times, подчеркивается, что Европейский Союз должен быть готов к моментальным действиям, если США введут новые санкции против России, которые способны навредить европейским компаниям и европейским связям с Москвой. Одна из предлагаемых мер — ограничение американской юрисдикции над евросоюзными компаниями.
Подобные предложения — реакция на информацию о том, что в скором времени США могут ввести дополнительные санкции против России. Что интересно, если этот закон пройдет в американском Конгрессе, у американских законодателей появится возможность благодаря праву вето помешать президенту в случае, если тот захочет снять эти санкции.
По данным некоторых источников, президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер крайне обеспокоен тем, что новые американские санкции, вступи они в силу, помешают интересам европейских компаний.
Кроме того, во внутреннем документе Евросоюза говорится о том, что новые американские санкции могут непосредственно ударить по большому количеству европейских компаний, которые на законных основаниях сотрудничают с Россией в железнодорожной отрасли, сфере горной добычи, финансов, транспорта и так далее.
Почему же США хотят ввести новые суровые санкции против России? Ответ, скорее всего, связан с проектом «Северный поток-2». Так, в законопроекте ясно сказано, что новые санкции распространяются непосредственно на все те европейские компании, которые будут напрямую или косвенно участвовать в реализации этого проекта.
Иными словами, США собираются силой устранить своего конкурента, то есть Россию, поскольку сами хотят продавать как можно больше газа Европе. Газопровод «Северный поток-2» — серьезная угроза для этих планов.
Вспомним вкратце некоторые существенные детали проекта «Северный поток». Речь о немецко-российском консорциуме под названием Nord Stream AG. Он был создан в 2005 году, и его штаб-квартира располагается в городе Цуг. О создании консорциума лично договорились Владимир Путин и бывший немецкий канцлер Герхард Шредер.
Газопровод «Северный поток» вводился в эксплуатацию в 2011 (первая нитка) — 2012 (вторая нитка) годах. Интересно, что именно тогда внезапно обострились отношения между Москвой и Вашингтоном, в особенности после американского нападения на Ливию и последующей поддержки смены режима в Сирии, которая является российским союзником. Кроме того, в то же время Путин перестал быть «партнером» Запада и вдруг превратился в заклятого врага.
Случайность? Вряд ли. Причины, вероятнее всего, кроются в 55 миллионах кубометров газа, то есть годовой мощности «Северного потока».
Если этот газопровод был одной из причин для начала холодной войны номер два, то что будет с отношениями между Вашингтоном и Москвой, когда в 2019 — 2020 годах заработает «Северный поток-2», благодаря которому объемы российского газа, поступающего в Европу, удвоятся, достигнув 110 миллионов кубометров в год?
Американская стратегия, судя по всему, рассчитана не на действия после, а на действия до, а значит, направлена на то, чтобы проект «Северный поток-2» так никогда и не был реализован.
На самом деле проект «Северный поток-2» является расширением уже существующего трубопровода. «Северный поток-1» — это две нитки газопровода, которые соединяют российский город Выборг с немецким Грайфсвальдом. «Северный поток-2» предполагает строительство двух дополнительных ниток, которые будут проложены по тому же маршруту, что и предыдущие. Другими словами, мы говорим об одном и том же газопроводе, который увеличит свою мощность в два раза.
Разумеется, «Северный поток» имеет огромное геополитическое значение, и его очень опасаются страны Восточной Европы, которые когда-то были частью СССР или входили в сферу его влияния. Почему? Достаточно посмотреть на карту. До строительства «Северного потока» газ из России в Европу поступал по «традиционному» сухопутному маршруту, который проходил (и по-прежнему проходит) через несколько транзитных стран: Украину, Словакию, Чехию, Белоруссию и Польшу.
Что означает строительство «Северного потока», а особенно «Северного потока-2», для этих стран? А то, что Россия, если пожелает, может «закрутить вентиль» и направить газ своим многочисленным клиентам в Западной Европе по «Северному потоку». Конечно, нетрудно представить себе несколько сценариев, при которых Россия могла бы решить наказать одну из этих стран, в особенности тех, кого считает враждебно к себе настроенными.
Таким образом, у России в распоряжении очень действенный рычаг воздействия, а Германия может только посочувствовать транзитным странам, ведь, в конце концов, для нее главное, чтобы газ достиг ее территории тем или иным путем, а все остальное уже вторично.
Вообще, России даже не нужно буквально закручивать вентиль и прекращать поставки через транзитные страны — достаточно лишь отправлять большие объемы газа в Западную Европу по «Северному потоку». Это нанесет транзитным странам большой урон, ведь они потеряют на транзитных сборах. Таким образом, упомянутые страны неминуемо лишаться больших денег и останутся без политического влияния, которым обладают сегодня благодаря статусу транзитных стран.
Кстати, с «Северным потоком» связаны многочисленные интригующие догадки и предположения. Например, одно из них касается штаб-квартиры в Швейцарии. Критики утверждают, что немцы и русские решили создать штаб-квартиру там, потому что Швейцария зарекомендовала себя как очень надежная страна во всем, что касается хранения тайн, в особенности банковских. Сторонники теорий заговоров утверждают, что русские и немцы тайно разрабатывают планы, способные навредить всей остальной Европе.
Помимо того, кое-кто утверждает, что русские могут воспользоваться оптическими кабелями, проложенными по маршруту газопровода, для того, чтобы следить за странами, с которыми у России напряженные отношения. Например, за Швецией.
Вероятно, самая интересная догадка связана с управляющим директором консорциума Nord Stream AG Маттиасом Варнигом, который когда-то был сотрудником спецслужбы ГДР Штази. Кстати, в те времена, в 80-е годы, Владимир Путин тоже находился в ГДР и был сотрудником КГБ.
Хотя Варниг утверждает, что познакомился с Путиным в 1991 году, когда тот занимал должность руководителя комитета по внешним связям в мэрии Санкт-Петербурга, слухи о заговоре Штази-КГБ так и не утихают.
Некоторые немецкие источники опровергают слова Варнига о первом знакомстве с Путиным в 1991 году и утверждают, что эти двое хорошо знали друг друга прежде, познакомившись еще в Дрездене, где оба работали. Также есть информация о том, что Варниг непосредственно сотрудничал с полковником КГБ Путиным при вербовке граждан Западной Германии в пользу КГБ. Об этом якобы рассказали бывшие коллеги Варнига.
Знакомство продолжилось, когда после распада СССР и объединения Германии, Варниг в итоге стал одной из ключевых фигур в немецком банке Dresdner Bank. Вскоре Варниг возглавил филиал Dresdner Bank в России, и тогда под его руководством немецкий банк начал тесно сотрудничать с российскими энергетическими компаниями «Газпром» и «Роснефть».
Как бы там ни было, сегодня Варниг — управляющий директор консорциума Nord Stream AG, а проект «Северный поток-2» продолжает реализовываться. США воспринимают все это не только, как укрепление российских позиций в Европе, но и как явный российско-немецкий заговор, нацеленный на то, чтобы лишить США их влияния. После окончания Второй мировой войны прошло уже много лет, тем не менее США по-прежнему считают, что имеют право контролировать Европу, и в этой связи Россия, разумеется, для них прямая угроза.
Введение санкций против России и европейских компаний, которые каким-либо образом участвуют в строительстве «Северного потока-2», это, конечно, отчаянный шаг, однако он не обязательно обречен на провал. Напомним, что у США есть довольно много крайне лояльных (и настроенных против России) союзников в Центральной и Восточной Европе. Все они страны-члены Евросоюза и НАТО, готовые поддержать экономическую атаку США. Юнкер — совсем из другого мира, и из-за своих примирительных заявлений насчет России он уже попал во внутренний американский список неблагонадежных.
Так действительно ли сегодня только от Европы зависит, сумеет ли она отстоять свой суверенитет? Да, так было и есть.