Россия и ЕС действуют асимметрично. Тот, кто, как Кремль, готов использовать войска, меняет соотношение сил в первую очередь в его пользу. Такое нарушение границ требует твердости и терпения. Военная оккупация и аннексия Крыма, а также агрессия в Восточной Украине показали, что Кремль готов добиваться своих политических целей военными средствами. Международное право и международно-правовые обязательства, такие как Будапештский меморандум, без зазрения совести отбрасываются. ЕС, напротив, хочет исключить военную силу из европейской политики. Для германской внешней политики международное право, Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия являются фундаментом европейского мирового порядка.
В то время как ЕС делает ставку на право, Путин пользуется правом сильного. К дипломатии предъявляются высокие требования, а именно — найти такой ответ России, который бы исключал риск военной эскалации.
Первое: ясность и твердость по отношению к пропаганде. Дезинформация является важным инструментом российского руководства. Поэтому необходима ясность в голове и в словах, что является также одной из форм силы. Тот, кто открытую ложь выдает за дружескую любовь к ближнему, не только не вызывает симпатии в Кремле, но и теряет уважение. Российская пропаганда виртуозно играет роль жертвы. Она создает легенды о якобы имеющем место окружении России силами НАТО. Тем самым она оказывает также влияние на мышление многих граждан на Западе. Фактом является то, что Россия с современными боевыми соединениями стоит на границе с нашими восточными соседями. Тот, кто не выступает против этой пропаганды, не должен удивляться тающей поддержке среди собственного населения.
Второе: единство. Кремль делает ставку на распад Запада. Брексит был для Путина успехом. Создание правого интернационала с Ukip (Партия независимости Соединенного Королевста — прим. перев.), Национальным фронтом, FPÖ (Австрийская партия свободы — прим. перев.), AfD (Альтернатива для Германии — прим. перев.) и орбанами Запада показывает, куда может привести эта дорога. Избрание Макрона во Франции было ударом для этой стратегии «разделяй и властвуй» («divide et impera»). Инвестиции в победу Трампа из-за расследования в США до сих пор не окупились — свобода действий Трампа сокращается после разоблачений бдительной прессы. Кремль не рассчитывал на твердость Запада в вопросе о санкциях. Тот, кто здесь колеблется, ослабляет собственную позицию. Фирме Siemens нечего делать в Крыму. Бывший канцлер Германии не станет лоббистом Кремля. Безопасность снабжения газом и нефтью не является германо-российским проектом, а делом ЕС. Тот, кто распахивает двери для двустороннего особого пути, теряет вес в политике.
Третье: компромиссы требуют реализма. Сомнительные компромиссы предпочитают того, кто готов играть нечестно. Тот, кто допускает, чтобы Россия в Минском процессе играла роль примирителя, хотя Кремль несомненно является воюющей стороной, тот закончит в роли просителя. Россия и Украина не являются в равной степени «конфликтующими сторонами». Россия аннексировала Крым, то есть украинскую территорию, и ведет на востоке страны агрессивную войну. В отличие от этого украинская армия защищает свою собственную государственную территорию.
Четвертое: поддерживать предложения по модернизации. У российской экономики нет перспективы, население ощущает потерю покупательной способности. Инфраструктура разрушается. Отсутствие правового государства мешает прежде всего мелким и средним предприятиям. Все больше хорошо образованных молодых людей хотят покинуть страну. Страна живет исключительно за счет газа и нефти. Пока еще достаточно репрессий, чтобы сдерживать открытую оппозицию. Но господа в Кремле знают, что прогнившую систему невозможно продолжительное время удерживать с помощью репрессий. Без правового государства и демократии невозможна модернизация. Запад должен подтвердить, что приложит все силы для того, чтобы поддерживать модернизацию этой страны на базе демократических принципов. Ибо для нас Россия относится к Европе.
Пятое: безвизовый режим. Путешествия способствуют образованию. Пропагандистской машине Кремля, которая отравляет головы своих граждан, мы должны противопоставить свободу. Больше не должно быть никакого визового режима, вызывающего чувство унижения. Чем больше российских граждан узнают Запад с его свободой слова и прессы, его жизнью без коррупции и грабежа, с его уверенными в себе гражданами, тем быстрее рассыпется авторитарный режим в Кремле. Мы должны показать, что якобы загнивающий Запад предоставляет лучшую жизнь. Тем самым можно способствовать демократическим переменам в России. Сближение путем свободы передвижения — более мирную силу трудно себе представить.
Марилуизе Бек является депутатом германского бундестага и спикером по вопросам восточной политики от партии Bündnis 90/Die Grünen.