Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Автоиндустрия: автомобиль — гордость любой нации

Каждой стране бывают нужны флаг, гимн, олимпийская команда — и собственная автомобильная промышленность. О символизме и важность, возможно, переоцененной отрасли — наша статья.

© AFP 2017 / Leon NealВыставка "Porsche Classics at the Castle" в Лондоне
Выставка Porsche Classics at the Castle в Лондоне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для многих стран создание собственных автомобилей так же престижно, как и наличие собственного флага, национальной авиакомпании, сильной армии, собственной олимпийской команды и роскошной столицы. Автоиндустрия для страны — это примерно то же, что автомобиль для отдельного человека: символ мобильности, индивидуальности, но в первую очередь избавления от бедности.

Возможно, нынешняя предвыборная борьба протекала бы несколько острее, если бы не было автомобилей, вернее автомобильного кризиса. Так, всевозможные ораторы состязаются в острословии. К примеру, председатель ХСС Хорст Зеехофер (Horst Seehofer) ставит одним из условий своего участия в коалиции провозглашение верности дизельным двигателям, а министр транспорта (член ХСС) Александер Добриндт (Alexander Dobrindt) выступает за поощрение автовладельцев, готовых к обмену своих железных коней на новые, с целью стимулировать продажи новых авто. «Зеленые» настаивают на полном запрете автомобилей с двигателями внутреннего сгорания после 2030 года, а канцлер Ангела Меркель обещает, что автомобили будут оснащаться дизельными моторами «еще много, много лет», что, впрочем, может означать все, что угодно.


Но кто же позаботится о проблемах автоиндустрии, а также владельцев 15 миллионов дизельных автомобилей, ездящих по дорогам Германии, как не федеральное правительство? Автопромышленность традиционно считается темой для власти высшего уровня. Когда-то у Германии был даже «автомобильный канцлер» в лице Герхарда Шредера, который с особым вниманием относился к чаяниям именно этой отрасли.


Хотя Ангелу Меркель нельзя назвать «автомобильным канцлером», она тоже находится в постоянном контакте с руководством автомобильных концернов. Потому что в этой и смежных с ней отраслях работают ни много ни мало 800 тысяч граждан страны, а отраслевой союз подсчитал, что — с учетом пекарей и парикмахеров, услуги которых оплачивают рабочие автозаводов — практически каждое седьмое рабочее место в стране зависит от наличия автомобиля.


Автопромышленность — это совершенно особенная отрасль, и это было заметно не только по недавнему шумному «дизельному саммиту», организованному немецким правительством и по «национальному дизельному форуму» под руководством федерального министра транспорта. Какая еще отрасль привлекает к себе столько внимания? Разве кто-то слышал что-либо о «пластиковом саммите» или «саммите фрезеровщиков»? А ведь в химической и машиностроительной отраслях тоже работают миллионы граждан страны! Но именно автомобилестроение является «политической отраслью» — потому что она такая яркая и блестящая.


Всемирно известные марки — BMW и Mercedes, Audi и Volkswagen (между прочим, крупнейший автомобильный концерн в Европе) — сделали немецких производителей гордостью всей нации. Немецкие послы не только заседают в дипломатических миссиях в столицах по всему миру. Они также ездят по улицам крупнейших городов мира от Нью-Йорка до Пекина. Так называемые развивающиеся страны давно уже поняли, что лучшего доказательства собственной экономической состоятельности, чем развитие отечественной автомобильной промышленности, попросту не существует.


Для многих стран строительство собственных автомобилей так же престижно, как и наличие собственного флага, национальной авиакомпании, сильной и хорошо вооруженной армии, собственной олимпийской команды и роскошной столицы. Автоиндустрия для страны является примерно тем же, что автомобиль для отдельно взятого человека: символ мобильности, индивидуальности, но, в первую очередь, избавления от бедности.


Люди мечтают об отпуске на шикарных морских курортах, о собственном доме, который они себе, впрочем, возможно, никогда не смогут позволить. А еще они мечтают о первом автомобиле, который подарит им свободу, или о более крупном и мощном автомобиле, чем у соседа. Страны и правительства тоже любят демонстрировать собственные успехи. Для этого им нужны рабочие места для населения, а создание рабочих мест именно автомобильной отрасли — наиболее наглядная демонстрация силы власть имущих. Ведь ее продукция известна всем.


Столетний автомобиль — со своими вредными для окружающей среды выхлопами — является намного более «крутым» символом технического прогресса той или иной страны, чем ее достижения в областях вроде производства робототехники и фармацевтики. Современные медикаменты, на развитие которых расходуются миллиарды и миллиарды долларов или евро, могут спасти множество человеческих жизней, но плохо подходят в качестве символа воплощения мечты. Автомобиль — он «сексуален». Лишь автопромышленность может в равной степени вызывать положительные эмоции и у потребителей, и у политиков.


Практически каждая развивающаяся страна, высоко ценящая саму себя, имеет собственную автомобильную промышленность. Китай давно уже стал крупнейшим автопроизводителем в мире. Индия занимает пятое место, уступая также ЕС, США и Японии. Южная Корея, благодаря своим машинам KIA и Hyundai, представлена по всему миру. Мексика также усиленно работает над большим успехом в роли экспортера «автомобилей мечты». Таиланд, Турция, Россия, Иран, ЮАР или Малайзия — все также надеются на восхождение на этот «небосклон».


Теоретически для той или иной страны было бы возможно импортировать автомобили и оплачивать импорт деньгами в валюте, полученными за счет экспорта другой продукции. Но власть имущие где-нибудь в Китае или Индии считают это ошибочным путем. Там, где создаются рабочие места, а люди должны становиться мобильными, автомобили должны производиться в собственной стране.


Это понял еще Гитлер, в 1934 году обещавший немцам «немецкий народный автомобиль». Сегодня же производство автомобилей входит в арсенал обязательных «инструментов» почти каждого амбициозного президента или премьер-министра. Китай за минувшие 30 лет стал второй по величине экономикой мира (а скоро станет и первой), не в последнюю очередь, благодаря своей автоиндустрии. А премьер-министр Индии Нарендра Моди (Narendra Modi), провозглашая лозунг «Производите в Индии!», мечтает о том, чтобы в его страну приходили международные концерны и строили там свои заводы. И в первую очередь, он подразумевает при этом именно автопроизводителей.


В ЮАР еще во времена «апартеида» — в 1950-х годах — было налажено производство автомобилей. Тогдашний глава Volkswagen Генрих Нордхофф (Heinrich Nordhoff) с удовольствием отозвался на приглашение правительства в Претории посетить сафари — и небезуспешно. В 1956 году концерн из Вольфсбурга наладил сборку своих «жуков» неподалеку от Порт-Элизабета. Почти одновременно с этим началось производство и в Бразилии.


В 1960-х годах Volkswagen пришел в Мексику, а в 1980-х в Аргентину. Тамошние правительства были весьма благодарны: президент Мексики Эрнесто Седильо (Ernesto Zedillo) 20 лет назад радовался, что Volkswagen «выдающимся образом способствовал развитию нашей автоиндустрии». «Мы готовы поддержать эту отрасль», сказал губернатор мексиканского штата Сан-Луис-Потоси в прошлом году, когда BMW начал там строительство собственного завода. А когда баварцы три года назад пришли в Бразилию, губернатор штата Санта-Карина назвал это «победой и благодатью».


Из этой «благодати» стремится извлечь выгоду и российский президент Владимир Путин. Несколько лет назад он преодолел почти 2000 километров за рулем желтой «Лады Калины» по дорогам Сибири (этот его вояж подробно освещали СМИ) с целью популяризации этой модели. А когда восемь лет назад возникли проблемы у компании Opel, а материнский концерн General Motors стремился избавиться от «дочки», Путин, будучи тогда премьер-министром, попытался прибрать Opel к рукам. В итоге, однако, американцы отказались от сделки, опасаясь будущей конкуренции со стороны русских.


Восточная Европа после краха социалистического строя и перехода к индустриализации также сделала ставку на автомобильную отрасль. Чехия, Словакия, Польша и Румыния давно уже производят — с помощью западных концернов — конкурентоспособные автомобили. Они взяли на вооружение проверенный десятилетиями «рецепт»: так, США с 1920-х годов стали той великой державой, какой они являются сейчас, именно благодаря автомобилям.


Америка стала «автомобильной страной», «забросившей» при этом даже собственную железнодорожную отрасль, изобретшей рестораны быстрого питания формата «Макавто» и им подобных, «автомобильные кинотеатры» и создавшей одновременно с этим не только множество новых рабочих мест, но и целую культуру мобильности, свободы и всевозможных излишеств, типичную для всего западного общества послевоенного времени. Так почему же эта модель не должна была сработать у других — в Варшаве, Праге или Братиславе?


Сами же американцы настолько впитали в себя свой основанный на большом пространстве, жести и дешевом бензине стиль жизни, что их «город моторов» Детройт, где расположились заводы всех крупнейших автоконцернов, стал олицетворением подъема крупнейшей промышленной нации мира. До 1980-х годов Мичиган был центром всей американской экономики, лишь затем уступив эту роль Силиконовой долине. А когда General Motors в 2009 году вследствие чудовищных управленческих ошибок был вынужден объявить о банкротстве, президенту США Бараку Обаме пришлось спасать автогиганта путем огосударствления.


Как бы либерально американцы ни относились к законам рыночной экономики, падение такой «иконы», как GM, было для них просто немыслимо. Даже в давно уже «оцифрованной» Америке автоиндустрия является этаким национальным «монументом». И Барак Обама тогда патетично говорил о «нашей» автопромышленности, которая не могла «утонуть».


Немецкие политики также боятся, что подобная судьба может быть уготована и их автоиндустрии, и выражают свою обеспокоенность этим обстоятельством. Мартин Шульц на предвыборных митингах даже бросается упреками в адрес автопроизводителей, что те «проспали» собственное будущее. Тем самым он, однако, создает ощущение, что именно политикам будет принадлежать последнее слово, когда будет решаться судьба главной отрасли страны.


Возникает лишь вопрос: с чего политики взяли, что они знают то, что изо всех сил пытаются понять менеджеры автоконцернов? Почему политики ощущают ответственность за отрасль, которая, по сути, является вполне обычным бизнесом?

Обсуждение
Комментариев: 24
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Ольхон
2 сентября 2017, 15:28
Искандер,Тополь,Армата,Булава,Бастион... и многие другие "движущие".... вот эти вещи спасут нацию,а не мерседес...
c5
2 сентября 2017, 15:36
Ольхон, сейчас прибегут аминьки со спасителями и любителями другой России и вы поплатитесь за свои слова. Бегите.
m
monitor-spb
2 сентября 2017, 19:20
Ольхон, в СССР всё это было в изобилии, и где он?
z
zm1953
2 сентября 2017, 15:54
Немецкий мерседес - гордость любой нации? Ну может быть, может быть.
krezozavr
2 сентября 2017, 16:01
zm1953, был у отчима 412й. Дас ист фантастиш какой секс был, немецкое порно просто пуританство какое-то на его фоне.
A
AlF77
2 сентября 2017, 16:32
krezozavr, ас ист фантастиш какой секс был, немецкое порно ---------------------------------------------------------------------- Поскольку прадедушкой 412 был опель-кадет, отсылки к немецкому порно вполне закономерны.
A
AlF77
2 сентября 2017, 16:16
Это понял еще Гитлер, в 1934 году обещавший немцам «немецкий народный автомобиль» ================================================================================= А Хрущев с "народным" "Запорожцем?" И вообще, автомобиль не роскошь и тем более не гордость - "....а средство передвижения". Читайте классиков
Ходжа Насреддин
2 сентября 2017, 16:27
Ныне всяк старается построить маленький сборочный заводик, чтобы слыть автогигантом. Вот и в Узбекистане построили аж 6 штук. Главный завод под Андижаном, где делали ДЭУ, а затем стали выпускать Шевроле. Два завода построили в Самарканде - ИСУЗУ (автобусы и грузовики), MAN (грузовики), один в Хорезме - сборка микроавтобусов (на 6 человек)ДАМАС, моторный для Шевроле в Ташкенте, часть бывшего авиазавода в Ташкенте переделали для сборки лимузинов Малибу. Сейчас строят еще один в Джизаке - для сборки микроавтобусов (маршрутки на 15 человек) Ситроен. Кстати, после 29 лет владения ВАЗ 21011, пересел на Кобальт (Шевроле). Должен признаться - небо и земля!
Jktu Cnfybckfdjdbx
2 сентября 2017, 17:58
Знаете, -- сказал Остап, -- я утомлен пробегом. -- А вы на "студебеккере"? -- Можете считать нашу машину "студебеккером", -- сказал Остап злобно, -- но до сих пор она называлась "лорен-дитрих". Вы удовлетворены? Но шофер-любитель удовлетворен не был. -- Позвольте, -- воскликнул он с юношеской назойливостью, -- но ведь в пробеге нет никаких "лорен-дитрихов"! Я читал в газете, что идут два "паккарда", два "фиата" и один "студебеккер". -- Идите к чертовой матери со своим "студебеккером"! -- заорал Остап. -- Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку? Русским языком ему говорят, что "студебеккер" в последний момент заменен "лорен-дитрихом", а он морочит голову! "Студебеккер! " Юношу уже давно оттеснили распорядители, а Остап долго еще взмахивал руками и бормотал: -- Знатоки! Убивать надо таких знатоков! "Студебеккер" ему подавай!
(ерж
2 сентября 2017, 19:01
так, США с 1920-х годов стали той великой державой, какой они являются сейчас, именно благодаря автомобилям. - И адвокатам.
В
Вращал
2 сентября 2017, 19:08
Немецкие машины лучшие...качество упало да...но это специально
Чтоб я так жил
2 сентября 2017, 19:21
"А когда General Motors в 2009 году вследствие чудовищных управленческих ошибок был вынужден объявить о банкротстве, президенту США Бараку Обаме пришлось спасать автогиганта путем огосударствления."- Осудил ли кто за этот нелиберальный поступок Обаму? А сколько раз американское государство спасало банки? Плевать на людей, главное чтобы плётка была в порядке. Кстати, в США кто-нибудь своим карманом отвечает за "управленческие ошибки"? Только "средний класс" и работяги.
i
idler
2 сентября 2017, 20:52
Чтоб я так жил, В Америке и не только есть специальная страховка, называется Directors & Officers Liability Insurance
v
victor_sk
2 сентября 2017, 19:47
Честное слово, я не понимаю почему все так помешаны на БМВ и Мерседесах! Я некоторое время рассматривал возможность лизовать либо GLA либо 2 серию БМВ с х-drive но кроме более мощного двигателя не вижу никакого преимущества вообще. То же с фоклсвагеном и других немецких марок. Те технологии и удобства (камера заднего вида, мобильная подключенность, навигация) которые другие производители включают в цену надо платить дополнительные бешанные деньги для немецких марок. Интерьер БМВ совсем не впечатляет - убого там как-то, по жлобски. Мое мнение что эти Мерседесы, БМВ, Ауди (и в какой-то степени фоклсваген) просто хорошо созданный пиар, надутый пузырь который того не стоит. Это ж просто грабеж! Почему то всем вбили в голову, мол, БМВ/Мерседес это круто, а на самом деле просто повелись на пиар который уже взял собстенные обороты на протяжении многих лет а на самом деле единственное что движет все эти Мерседесы/БМВ так это понты. P.S. выиграю лотерею куплю Х6
Любитель России
2 сентября 2017, 20:52
victor_sk, а на самом деле. Какого хрена кто побогаче покупает немецкий автопром.
Dinamit40
3 сентября 2017, 04:26
Любитель России, очень просто - это пафос и статус. Для некоторых. Я так свою японку праворукую не променяю ни какой мерс. Который дороже не более чем из за названия, а уж обслуга его... пошел он лесом, то есть автобаном.
Любитель России
2 сентября 2017, 19:50
... Тайланд, Турция, Иран, Россия, ЮАР или Малайзия все также надеются забраться на этот "небосклон"... Рассеюшку опять в страны третьего, или второго мира запихнули. Русские умеют делать автомобили, вот только их плохо покупают, расиянцы нищие, а на экспорт сильные мира сего препятствуют различными санкциями.
e
electroyandex
2 сентября 2017, 20:36
Любитель России, Я Россиянин и я не нищий.Дальше что?
Любитель России
2 сентября 2017, 20:49
electroyandex, если не нищий, то наверняка ездишь не на советском автопроме, а мог бы поддержать.
МужикКакойта
2 сентября 2017, 21:45
У меня "японка", у супруги "немец" Но больше всего поразила желтая лада калина у Путина..
A
AlF77
3 сентября 2017, 00:08
МужикКакойта, Но больше всего поразила желтая лада калина у Путина Вот ведь неуч. У Путина не "калина", а "Лада 4Х4 и "ГАЗ 21". Расскажите это своим коллегам по автосимуляторам, в которых Вы имеете "японку", а Ваша супруга "немца"
Нн
Никогда не доверяй тому, кто старше 30
2 сентября 2017, 22:14
Всемирно известные марки — BMW и Mercedes, Audi и Volkswagen (между прочим, крупнейший автомобильный концерн в Европе) — сделали немецких производителей гордостью всей нации. Автор забыл упомянуть Опель и Порше. Или немцы этими автомобилями не гордятся?
l
liova01
3 сентября 2017, 04:39
И ни слова о дизельном скандале!
лс
лт свич офф
3 сентября 2017, 10:12
Богатые покупают бентли. А мерсы и бмв для понтовых.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем