С тех пор как человек обзавелся сознанием, он непрестанно думал о глубинах и загадках вселенной.
Что, во имя небес, скрывается там, среди звезд и в туманной ленте, которая, как мы сегодня знаем, — хвост галактики, в которой мы находимся?
Из-за сегодняшнего загрязнения ночного неба искусственным светом, зрелище, которое открывается современному человеку в небе, совсем не такое ошеломляющее, каким оно было для наших древних предков в саванне и степи. Зато сегодня есть технические приспособления, которые снабжают нас удивительной информацией о космосе и его богатствах.
Нашим первым и основным вспомогательным средством был телескоп. С его помощью естествоиспытатели прошлого могли, например, видеть, что на Луне есть большие темные области, которые люди называли mare — «море» на латыни. Просто потому, что раньше люди думали, что это океаны, где может быть жизнь.
Например, астронавты миссии «Аполлон-11» прилунились в Море Спокойствия — Mare Tranquillitatis — которое в реальности состоит из совершенно сухого камня и пыли. Точно так же итальянский астроном в свой телескоп увидел ряд темных полосок на поверхности Марса. В конце XIX века люди решили, что это искусственные каналы, созданные разумной цивилизацией для орошения. Другими словами — марсианами.
С того времени наука практически исключила вероятность разумной жизни на других небесных телах нашей Солнечной системы, кроме Земли. Зато нельзя исключать примитивную жизнь, вроде бактерий и тому подобного, например, в предполагаемом глубоком море подо льдом на луне Юпитера Европе и на луне Сатурна Энцеладе.
Но есть еще остальной Млечный путь — и вся вселенная. В последнее время резко увеличилось число открытых планет за пределами Солнечной системы, и становится все очевиднее, что там, в открытом космосе, существует непостижимое число возможностей для развития жизни. А значит, и для разумной жизни.
Согласно общей оценке, в одном только Млечном пути может быть около 40 миллиардов планет в потенциально пригодной для жизни зоне, то есть в такой области вокруг звезды, где не слишком холодно и не слишком жарко, и где по этой же причине может иметься вода в жидком виде — ключевое условие жизни, такой, как мы ее знаем.
Экстраполируйте эти 40 миллиардов на всю видимую вселенную, где, согласно новым подсчетам, существует около 2 тысяч миллиардов галактик, и возможности для жизни в бесчисленных формах и на бесчисленных уровнях становятся просто головокружительными. Тем не менее, несмотря на наше высокотехнологичное и сверхчувствительное оборудование, мы никогда еще не принимали радиосигнал из космоса от однозначно разумного отправителя.
Самый известный из такого рода сигналов — «WOW», интенсивный радиосигнал длиной 72 секунды, который принял американский радиотелескоп в 1977 году.
Но в последнее время стали привлекать к себе внимание быстрые радиоимпульсы, или быстрые радиовсплески (FRB), первый из которых был пойман в 2001 году (так в оригинале, на самом деле первый такой импульс зарегистрировали в 2007 году — прим. перев.). Их было обнаружено не слишком много. Несмотря на то, что они чрезвычайно недолговечны, всего несколько тысячных секунды, они несут невероятную энергию. Кроме того, измерения показывают, что они испускаются чрезвычайно плотным источником диаметром чуть более 100 километров.
Недавно исследователи, работающие с радиотелескопом в Западной Вирджинии в США, сообщили, что они приняли целых 15 таких невероятно мощных импульсов, идущих из одного и того же места, расположенного в трех миллиардах световых лет от нас.
Астрофизики называют быстрые радиовсплески аномалией, то есть значительным отклонением от нормы. А значит, они, возможно, не случайны. Кроме того, ученые обнаружили, что эти сигналы передаются на разных частотах, и по какой-то непонятной причине разница между ними кратна 187,5. Это заставило некоторых остроумных писателей предположить, что смысл всего — не 42, как написано в чудесной космической классике Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». Смысл всего, вероятно, — 187,5.
Видимо, исследователям понадобится много лет, чтобы выявить естественный источник быстрых радиоимпульсов, такой как, например, особый вид быстро вращающихся и очень плотных нейтронных звезд, так называемых магнетаров. Точно так же, как в свое время, в том числе и с датской помощью, было обнаружено, что существуют естественные, хоть и экстремальные причины у другого типа горячих вспышек во вселенной — гамма-излучения.
Но все равно мы можем фантазировать. Например, о том, что быстрые радиосигналы испускаются огромными космическими кораблями, которые могут в пути ускоряться до значительного процента от скорости света.
Если здесь и есть хоть доля правды, мы, в любом случае, натыкаемся на непреодолимую стену по имени время. Ибо, если невероятно высокоразвитая цивилизация подала сигналы такого типа с расстояния в три миллиарда световых лет, то они сделали это три миллиарда лет назад — в то время, когда жизнь на Земле едва зародилась и была очень примитивной. В то время на нашей молодой планете практически не было других живых существ, за исключением цианобактерий в древнем океане.
Поэтому любая мечта — или любой кошмар — о контакте с разумными существами там, в космосе, пока что, видимо, останутся только фантазиями.