В августе Россия завершила строительство железной дороги, которая огибает территорию Украины. Реализация этого проекта была поручена особому военному подразделению и была завершена на год раньше установленного срока, что подчеркивает важность этого проекта для Кремля. Эта железная дорога является одним из нескольких российских инфраструктурных проектов, которые в сочетании с ущербом, нанесенным конфликтом с пророссийскими сепаратистами в Донбассе, могут превратить Украину, прежде представлявшую собой своеобразный мост между Востоком и Западом, в остров.
Изолированность от инфраструктуры, связывающей Восток и Запад, возможно, является одним из самых долговременных и разрушительных последствий войны за Украину, поэтому Киеву и его западным партнерам необходимо уделить больше внимания поискам способов ее избежать.
Не так давно Украина надеялась стать крупными воротами в Европу в рамках масштабного китайского проекта «Один пояс, один путь», который должен охватить всю Евразию.
«Идея создания Великого шелкового пути будет активно поддерживаться Украиной», — заявил прежний президент Украины Виктор Янукович в ходе своего визита в Пекин в 2013 году. Во время того визита он также подписал с Китаем несколько соглашений, которые могли принести Украине восемь миллиардов долларов инвестиций, включая трехмиллиардное соглашение на строительство порта в Крыму. Однако все те сделки стали жертвами вооруженного конфликта, который вспыхнул в начале 2014 года.
Точно такими же жертвами стало множество существовавших связей между Украиной и Россией, которые пострадали в результате сражений и были сознательно оборваны в рамках политики экономического давления.
Украинский конфликт также привел к разрыву внутренних связей между удерживаемыми сепаратистами Донецкой и Луганской областями и оставшейся частью страны. В самом начале вооруженной борьбы сепаратисты наносили удары по ключевым объектам инфраструктуры на востоке Украины.
По данным ООН, к ноябрю 2014 года было разрушено 53 моста, 45 участков дорог и 190 железнодорожных сооружений. Нанесенный инфраструктуре ущерб оценивается в 440 миллионов долларов, и, хотя некоторые объекты все же были отремонтированы, восстановительным работам мешает нехватка средств и невозможность обеспечить безопасность.
Больше всего пострадали люди, живущие в удерживаемых сепаратистами районах, поскольку ни Киев, ни Москва не хотят взваливать на себя бремя управления ими. Рядом с линией соприкосновения некогда привычные перемещения стали бессмысленными и даже опасными. В Станице Луганская в Луганской области, которая на некоторое время оказалась в руках сепаратистов, пожилым людям приходится регулярно ходить по полуразрушенному мосту, разделяющему территории, которые контролируются противоборствующими силами. На территориях, удерживаемых правительственными войсками, протестующие блокировали железные дороги, мешая перевозке угля и ведению торговли.
Для обеих сторон конфликта смена моделей ведения торговли, перевозок и перемещений является средством формирования политического и экономического будущего Украины. Поскольку военные силы уничтожили ключевые объекты инфраструктуры, такие как мосты и железнодорожные пути, Киев и Москва сейчас выстраивают новые маршруты, которые позволят переориентировать торговые потоки.
Когда в начале 2014 года поддерживаемые Россией сепаратисты захватили Крым, Украина оборвала автомобильное и железнодорожное сообщение с этим полуостровом, а также прекратила обеспечивать его водой и предоставлять банковские и другие услуги. Осенью 2015 года активисты из числа крымских татар взорвали опоры линий электропередач, в результате чего подача электричества на полуостров была временно приостановлена. Все эти события закрепили изоляцию Крыма от материковой Украины, существенно ухудшили качество жизни местного населения и заставили Россию взять на себя огромные расходы.
Пока Киев пытался изолировать Крым в экономическом смысле, Москва занялась созданием новой инфраструктуры, призванной обеспечить бесперебойное сообщение между Крымом и Россией. Главным проектом стал четырехмиллиардный мост, ведущий в Крым, который Россия строит через Керченский пролив, а также двухмиллиардная автомагистраль. Этот мост стал детищем президента России Владимира Путина, который поручил одному из членов своего ближайшего окружения построить мост, назвав этот проект «исторической миссией». В процессе строительства этого моста, который должен открыться уже в начале 2018 года, Россия столкнулась с массой препятствий: санкции, неблагоприятные погодные условия, особенности почвы на участке и даже сейсмическая активность.
Экономическая рентабельность моста тоже остается под вопросом. Ожидается, что по этому мосту между Россией и Крымом ежегодно будут перемещаться 13 миллионов тонн грузов и 14 миллионов человек — это примерно столько же туристов, сколько прибыло в Крым на пароме в прошлом году, плюс все жители полуострова, включая детей. Расширение паромного сообщения могло бы оказаться более рентабельным, однако в этом случае не были бы достигнуты главные цели этого проекта, которые заключаются в перемещении государственных средств в руки избранных частных лиц и в демонстрации мощи России.
Сооружая мост, ведущий в Крым, Россия продолжает строить инфраструктуру, позволяющую ей огибать территорию Украины. Завершенная недавно железная дорога позволяет обогнуть территорию Украины и беспрепятственно доставлять российские грузы в Белоруссию, Прибалтику и другие страны. Транспортный поток на этом маршруте может существенно вырасти после того, как будет открыт долгожданный международный транспортный коридор «Север-Юг», который простирается от Москвы до Мумбаи. Если Украина останется отрезанной от него, она не сможет извлечь выгоду из этого роста.
Россия также строит трубопроводы, которые позволят ей снизить зависимость от Украины, через которую в настоящее время проходит примерно половина российского газа, поставляемого в Европу. «Северный поток-2» позволит удвоить мощность существующей линии, соединяющей Россию и Германию. Этот проект, который попал в закон о расширении санкций, принятый недавно Конгрессом США, был поддержан пятью европейскими странами, хотя некоторые другие государства Центральной и Восточной Европы выступили против него. Несмотря на их сопротивление, газ по этому трубопроводу начнут поставлять уже в 2019 году.
«Турецкий поток» предполагает строительство двух трубопроводов, которые свяжут Россию и Турцию и будут проходить через Черное море. Первый трубопровод будет обслуживать в первую очередь турецкий рынок, второй — рынок юга Европы. Строительство первого трубопровода началось в мае, и планируется, что он заработает уже в 2019 году. Чтобы полностью реализовать этот проект, потребуется преодолеть массу нормативно-правовых препятствий, а также сопротивление Еврокомиссии.
Завершение строительства «Северного потока-2» и «Турецкого потока» позволит России продолжить обслуживать ее европейских клиентов и существенно сократить объемы поставок газа и нефти через территорию Украины. Киев не только потеряет доход от транзита нефти и газа, но и столкнется с перспективой того, что в случае кризиса Москва может прекратить поставки газа на Украину. Прежде, если Россия прекращала поставки газа на Украину, она рисковала оставить без газа и своих европейских клиентов. Если два трубопровода, огибающие территорию Украины, будут построены, интересы Европы и Украины разойдутся еще больше.
Ни один из этих проектов сам по себе не является фактором, способным существенно изменить ход событий, однако вместе они превращают Украину в государство, изолированное от своих традиционных торговых партнеров. Эта проблема сохранения связей является многосторонней и выходящей далеко за рамки двусторонних отношений с Россией и физической инфраструктуры. Возглавляемый Россией Евразийский экономический союз, к примеру, включает Белоруссию и посредством новых таможенных барьеров ограничивает возможности Украины в ведении торговли с ее восточнославянскими соседями. Потери Украины могут вырасти еще больше, когда будут открыты новые маршруты, охватывающие весь евразийский континент и при этом огибающие ее территорию.
Попытки России изолировать Украину в экономическом смысле обязывают Киев заняться укреплением его торговых и транзитных связей с Западом. Часть объемов торговли уже переместилась от России к Евросоюзу, который в 2016 году получил 37% украинского экспорта — в 2012 году этот показатель был 25%. Этот процент должен продолжить расти после ратификации соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины в июле 2017 года. Но, хотя объем украинского экспорта в Евросоюз вырос, его стоимость понизилась. Эти перемены позволили увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции, тогда как промышленные товары пострадали, поскольку лишь немногие украинские отрасли являются конкурентоспособными внутри Евросоюза.
Чтобы справиться с последствиями уменьшения количества связей с Востоком, Украине и ее европейским партнерам необходимо налаживать ее связи с Западом.
Совершенствование инфраструктуры может помочь. Украина обладает одной из крупнейших в Европе железнодорожных сетей, однако ее парк подвижного состава стареет и требует замены. По соотношению протяженности автомагистралей к площади территории Украина сильно отстает от других европейских стран, и большинство дорог не отвечают международным стандартам. Большая часть международной торговли ведется через порты, и с учетом рекордного уровня экспорта зерна им необходимо совершенствовать и обновлять свои мощности по перевозке зерна. На фабриках тоже необходимо провести модернизацию, чтобы больше украинских товаров могли соответствовать европейским стандартам.
Все это требует инвестиций, поэтому Украине сейчас необходимо навести порядок внутри своих границ. Киев слишком медленно проводит реформы, направленные на борьбу с коррупцией, стимулирование притока иностранных инвестиций и приватизацию государственных предприятий.
Мир не стоит на месте, о чем наглядно свидетельствуют российские инфраструктурные проекты. «Западное окно» Украины не может оставаться открытым вечно.
Джеффри Мэнкофф — заместитель директора Программы по России и Евразии и старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований.
Джонатан Хиллман — директор проекта по воссоединению Азии в Центре стратегических и международных исследований.