Новая редакция закона «Об образовании», принятая Верховной Радой на прошлой неделе, вызвала возмущение со стороны представителей нацменьшинств и ряда соседних государств. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто заявил, что считает новый украинский закон «позорным и бесчестным» и даже распорядился, чтобы венгерские дипломаты не поддерживали ни одной украинской инициативы в международных организациях.
Президент Молдовы Игорь Додон призвал Украину отменить принятые нормы и отметил, что в его стране «права украинской общины соблюдаются». Высказал обеспокоенность и МИД Румынии, а румынская община Черновицкой области обратилась к президенту с просьбой ветировать закон. Жестко отреагировали и поляки. МИД Польши заявил, что предпримет все меры, чтобы поляки в Украине могли учиться на своем языке. «Вести» разбирались, из-за чего возник и к чему может привести языковой конфликт с нашими соседями.
МОН: закон полезен
Напомним, в новой редакции закона предусмотрено, что с 2020 года обучение на языке нацменьшинств будет вестись только в дошкольных учреждениях и в младших классах. А с 5-го по 12-й класс общеобразовательные дисциплины будут преподаваться только на украинском.
«Мы долго искали компромисс и нашли наименее травматичный для детей. Понимали, что первые четыре года для школьников — адаптационные, и им легче обучаться на языке, который они слышат в семье, — отметил в комментарии «Вестям» первый замглавы парламентского комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский. — Но в средней и старшей школах детей будут обучать на украинском языке. Содержание всех этих школ происходит за счет украинских налогоплательщиков, и поэтому нормально, когда преподают в них на украинском. При этом детей никто не лишил возможности изучать историю, литературу, культуру той же Венгрии на своем родном, венгерском, языке».
Нардеп уверен, что закон в новой редакции разрушит изоляцию нацменьшинств в Украине и откроет их представителям доступ к инфраструктуре, информационному полю, а также позволит занимать должности в государственных органах и учреждениях.
«Больше украинского, но другие предметы — на родном»
В венгерских школах, которых в Украине насчитывается 172 (в основном на Закарпатье), законодательные нововведения критикуют. Василий Мага, директор Чопской общеобразовательной школы №2, где обучение ведется на венгерском языке, считает, что реформа может обернуться негативными последствиями — дети не будут усваивать учебный материал на украинском, да и язык от этого лучше знать не станут.
Интересно, что на сторону венгров и румын встал закарпатский губернатор Геннадий Москаль. Он тоже попросил президента ветировать закон об образовании или вернуть его на доработку. «Защищать украинский язык нужно и необходимо, но не ограничивая при этом языки национальных меньшинств», — заявил Москаль. Он считает, что новый закон нарушает Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. В МОН же парируют — закон полностью соответствует Хартии.
Потеря союзников
Политолог Антон Кучухидзе считает, что подписание закона об образовании дестабилизирует ситуацию с нацменьшинствами в стране, и Украина понесет репутационные потери. «Венгрия фактически инициировали блокаду Украины, мы потеряли союзника и получили непоправимые репутационные потери. Такая реакция недопустима, учитывая наш курс на евроинтеграцию, — сказал «Вестям» Кучухидзе. — Инициаторы новой редакции закона в попытке сыграть на свой электорат забыли об интересах государства. В очередной раз псевдопатриотическая риторика украинской власти продемонстрировала Европе, как мы далеки от евростандартов».
Как сообщали "Вести", в школах из-за языка, на котором ведется обучение детей, между родителями вспыхивают настоящие баталии.