Шестой раунд переговоров между режимом и оппозицией в Сирии состоится завтра в Астане, Казахстан, в присутствии трех гарантов мирного урегулирования в Сирии: России, Ирана и Турции. Переговоры, в ходе которых, как известно, будут обсуждаться военные и технические вопросы, продлятся два дня и завершатся в пятницу. Они готовят стороны к мирным переговорам в Женеве под эгидой ООН.
В ожидании Женевской встречи, намеченной на 8 октября, три гаранта мирных переговоров стремятся укрепить режим прекращения огня в Сирии и расширить зоны деэскалации, чтобы исключить любой фактор давления, который одна из двух сторон могла бы использовать в ходе переговоров. Особенную активность в этом направлении проявляет Россия.
«Тройка» считает эту подготовку необходимой для начала политического процесса, который должен положить конец войне в Сирии. Поэтому страны гаранты придают большое значение тому, чтобы положить конец ИГИЛ (террористическая организация запрещена в РФ — прим.ред.) в Дейр-эз-Зоре и Ракке, и хотят окончательно покончить с терроризмом в Сирии. Что в некотором роде отвечает на вопрос, который никто себе не задал, насчет того, когда состоятся сражения в горных районах Эрсаля, Раас Баальбак и аль-Каа, которые таким образом могут стать продолжением желания, заявленного Москвой и США, запустить процесс мирного урегулирования. Те же источники подтверждают международное и региональное сотрудничество, нацеленное на освобождение Сирии от ига террористов, в ожидании уже вырисовывающегося нового этапа.
Чтобы подготовиться к новым раундам переговоров, Россия осуществила ряд контактов с соответствующими странами, в ходе которых она подчеркнула важность активизации уже существующих механизмов, предусмотренных для мирного урегулирования в Сирии, и объяснила, что в настоящее время нецелесообразно создавать новые. По мнению ряда наблюдателей, таким образом, Россия дала косвенный ответ Франции. Во время своего визита в Москву в прошлую пятницу, глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, рассказал российским собеседникам, что президент Эммануэль Макрон предлагает создать новую «контактную группу», в состав которой войдут представители государств региона. В задачу этой «контактной группы» будет, по словам Жана-Ив Ле Дриана, входить изучение возможных решений сирийского конфликта.
Такой сценарий категорически не устраивает Россию, поскольку он рискует вернуть переговоры по мирному урегулированию к нулю, в том числе по техническим и военным вопросам. Оптимистично настроенные эксперты полагают, что соглашение о прекращении военных действий на территории Сирии может быть достигнуто в Астане, зная, что оппозиция все еще настаивает на выводе всех несирийских военных сил, намекая в первую очередь на «Стражей революции» и «Хезболлу».
В ходе визита в Иорданию речь шла об иорданских зонах влияния на юге Сирии, которые, по словам Аммана, должны быть освобождены от любого вооруженного присутствия или влияния Ирана и «Хезболлы». Амман уже обратился к ряду оппозиционных фракций, которые могли бы сформировать «сирийскую национальную армию», которая могла бы сыграть определенную роль в осуществлении мирного урегулирования в Сирии, взяв под защиту южные районы страны, чтобы предотвратить военное или полицейское возвращение несирийских сил, особенно иранских.
Информированные источники сообщают, что в ближайшее время в Аммане, возможно в присутствии представителей службы безопасности Израиля, будут обсуждаться вопросы безопасности Сирии. Как стало известно из политических источников, несмотря на нынешнее состояние отношений с США, Россия согласна с администрацией Трампа, что касается механизмов мирного урегулирования в Сирии. Вашингтон отказался от своей политической роли в пользу Москвы. Но он продолжает приглядывать за ходом действий при помощи американских военных, которые находятся на базах в нескольких районах региона и, которые координируют действия с российской стороной.
Уход президента Башара Асада уже не является условием для начала процесса мирного урегулирования. Согласно дипломатическим источникам, его уход станет неизбежен после вступления в силу политического соглашения, а не на переходном этапе, как того хотела оппозиция. Поэтому обсуждения должны сосредоточиться на форме власти, которая будет в Сирии. В этом контексте упоминается федеральная система.