Турция недавно приобрела новейшие российские зенитные ракеты, и это могло быть сделано в нарушение американского закона, из-за чего против этой страны-члена НАТО могут быть автоматически введены санкции. Об этом в четверг заявил высокопоставленный американский законодатель из Демократической партии.
В письме, направленном в администрацию Трампа сенатором от Мэриленда Беном Кардином (Ben Cardin), говорится о том, что заключенное во вторник соглашение о закупке Анкарой российского зенитно-ракетного комплекса С-400 было подписано в нарушение антироссийских санкций, введенных в рамках нового закона в прошлом месяце.
Этот закон предусматривает санкции «против тех, кто заключает крупные сделки с оборонным и разведывательным секторами Российской Федерации», написал Кардин, занимающий руководящую должность в сенатском комитете по международным отношениям. Белый дом Трампа выступил против санкций, назвав это посягательством конгресса на дипломатическую деятельность президента.
«Это обязательные для исполнения санкции, в которых нашло отражение стремление США удержать Россию от атак на Соединенные Штаты и их союзников», — говорится в письме Кардина, направленном на имя госсекретаря Рекса Тиллерсона и министра финансов Стива Мнучина.
«К большому сожалению, Турция, будучи союзницей США, в критический момент встала на сторону Москвы», — отметил Кардин.
С-400 — это самая современная российская зенитно-ракетная система, изначально предназначенная для перехвата американской стратегической авиации. Дальность пуска ракеты составляет 400 километров. Комплекс может одновременно поражать 80 целей.
Финансируемые Кремлем средства массовой информации, такие как RT и Sputnik, преподнесли эту сделку как дипломатический прорыв. В последние месяцы Москва всячески обхаживает Турцию, являющуюся членом НАТО с 1952 года, пытаясь отдалить ее от западных военных союзников.
Руководство НАТО выразило обеспокоенность в связи с заключенным соглашением на 2,5 миллиарда долларов, отметив его негативные дипломатические последствия и тот факт, что российская техника может появиться на вооружении члена НАТО. С-400 в настоящее время не состоит на вооружении ни в одной стране, входящей в Североатлантический альянс. Официальный представитель НАТО заявил, что альянс не был проинформирован о деталях сделки, однако подчеркнул: «Союзники сами решают, какую военную технику им закупать».
Выступая в среду в Анкаре, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что НАТО виновата в этом сама, так как она не торопится поставлять Турции необходимые системы вооружений.
Турецкие средства массовой информации приводят слова Эрдогана о том, что НАТО «обезумела из-за нашего соглашения о покупке С-400». «А что нам оставалось делать? Ждать вас? Мы сами о себе позаботились», — сказал турецкий руководитель. Он сообщил, что Турция внесла аванс за эту систему, которая в целом обойдется ей в 2,5 миллиарда долларов.
Госдепартамент заявил, что эта закупка не соответствует натовским стандартам функциональной совместимости боевой техники, однако не стал говорить о том, какие это повлечет последствия.
Во вторник пресс-секретарь Госдепартамента Хизер Нойерт (Heather Nauert) заявила, что контракт на закупку С-400 не соответствует соглашению от 2016 года о снятии членами НАТО с вооружения военной техники советской эпохи.
Пентагон также выразил обеспокоенность в связи с этой покупкой.
«Мы выразили свою озабоченность турецким властям в связи с возможной покупкой С-400, — отметил в своем заявлении официальный представитель Пентагона Джонни Майкл (Johnny Michael). — Функционально совместимый с системами НАТО зенитно-ракетный комплекс — это лучший вариант для защиты Турции от всевозможных угроз, существующих в этом регионе».
Кардин попросил администрацию проанализировать, как закупка С-400 может отразиться на членстве Турции в НАТО и на американской военной помощи Анкаре, куда входят поставки оружия. На слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил на прошлой неделе обсуждался вопрос о запрете на поставки американского оружия в Турцию.