а последнее время мне не раз доводилось встречать на трассе Минск-Вильнюс колонны грузовиков с надписью «МВД Белоруссии». Мне не показалось, что у министерства могут быть такое логистические нужды. Грузовики шли в направлении вымышленной мятежной «Вейшнории» на границе Литвы и Польши. Российский и белорусский штабы придумали ее для учений «Запад 2017».
Логичные вопросы
Официально учения начались 14 сентября и должны продолжиться до 20 сентября на территории Белоруссии, западе России и в Балтийском море. Заявленный контингент относительно невелик для операций подобного рода и составляет 12 700 человек (7 200 от Белоруссии и 5 500 от России) с перевесом в пользу Минска. Военные двух стран утверждают, что речь идет о плановых учениях, которые помимо антитеррористической составляющей нацелены исключительно на оборонные вопросы.
Сценарий выглядит следующим образом: поддерживаемые с запада и севера (то есть Литвой и Польшей, членами ЕС и НАТО) сепаратисты Вейшнории пытаются дестабилизировать ситуацию на белорусской территории и испортить отношения в союзе Белоруссии и России. Стоит отметить, что граница вымышленной Вейшнории практически полностью совпадает с разделительной чертой между восточной и западной цивилизациями, которую провел Сэмюэл Хантингтон (Samuel Huntington).
Как бы то ни было, призванные успокоить страсти официальные заявления никак не отменяют вполне логичных вопросов и тревоги. Прежде всего, стоит подумать о том, как подобная операция соотносится с прописанным в конституции нейтралитетом Белоруссии и отказом от ядерного оружия. Однако все это — лишь формальная сторона дела.
Главный вопрос заключается в том, каких целей и стратегии придерживается Россия по отношению к Белоруссии. Белоруссия — очень важная для России страна. Она, как считается, входит в «русский мир», а ее независимость рассматривается Кремлем как аномалия. Для Путина важно закрепить статус Белоруссии как сателлита России, сделать обычным делом присутствие российской армии на ее территории и остановить неторопливую нормализацию отношений Минска и Запада, без которого демократическая и процветающая Белоруссия немыслима в принципе.
Новые торговые возможности
События на Украине предоставили белорусской власти не только реабилитацию на международном уровне, но и новые торговые возможности. Минск стремится извлечь выгоду из обстановки и обрести полную независимость от Москвы, что подтолкнуло его к отказу от размещения на своей территории российской авиабазы в 2016 году. Минск добился относительной прозрачности операции «Запад 2017» для наблюдателей из соседних стран и международных организаций вроде НАТО.
Белорусское общество выглядит весьма далеким от политики. Все это связано с 23 годами авторитаризма, пропаганды и регулярных точечных репрессий. Учения наталкиваются лишь на весьма слабый протест, который ограничивается по большей части СМИ и социальными сетями.
В учениях, вполне вероятно, задействовано большей людей и техники, чем было заявлено. Печально известные после аннексии Крыма «маленькие зеленые человечки», которые не относятся ни к МВД, ни к ФСБ, ни к национальной гвардии, будут участвовать в «ряде тактических учений антитеррористической направленности», как отмечает замминистра обороны России. В этой связи есть опасения, что российские военные останутся на белорусской территории после завершения операции.
В Кремле прекрасно понимают, что независимая (пусть даже формально) страна на границе с тихим и замкнутым в себе в настоящий момент ЕС в перспективе все же может европеизироваться и освободиться от бывшей империи. В таком случае колонны белорусского МВД станут российскими.