25 сентября Курдская региональная администрация Ирака (КРАИ) планирует провести референдум. Глава КРАИ Масуд Барзани отмечает, что на этом референдуме у проживающих в регионе курдов спросят, поддерживают ли они независимость.
Во время выборов, состоявшихся в январе 2005 года на территории всего Ирака, был проведен опрос, в котором к избирателям в КРАИ обратились с аналогичным вопросом. По итогам этого опроса, который не имел обязательной силы и был воспринят как неофициальное мероприятие, выяснилось, что 98,8% населения поддерживают независимость КРАИ. Тогда правительство Багдада спокойно перенесло эти результаты, посчитав опрос символической инициативой. Но ожидания курдского народа нисколько не снизились.
Сегодня сложилась иная ситуация. Проведение референдума в КРАИ 25 сентября Багдад воспринимает как угрозу территориальной целостности Ирака, утверждает, что референдум незаконен, и иракское правительство не признает его итоги. Парламент Ирака также выступил против проведения референдума. А местные администрации в провинциях Дияла и Салах ад-Дин объявили, что они не согласятся на проведение референдума в пределах своих границ.
В Испании речь идет о похожей ситуации. 1 октября планируется провести референдум в Каталонии и спросить народ, хочет ли он независимости этого региона.
Центральное правительство Испании отмечает, что референдум противоречит конституции, и он будет признан недействительным. Правительство Испании, как и Ирака, утверждает, что проведение референдума поставит под угрозу единство страны.
В Каталонии уже также изучались настроения народа. В 2014 году проводился референдум, который не имел обязательной силы. 80% населения, принявшего участие в этом голосовании, поддержали независимость. Этот опрос опять же был признан символическим, поскольку уровень участия в нем составил только около 37%. В этой связи говорилось, что противники независимости не участвовали в голосовании, следовательно, настроения народа — не на стороне отделения от Испании.
На этот раз все иначе. Опросы общественного мнения, проводимые в Каталонии региональной администрацией, показывают, что сторонников независимости — 44,3%, а противников — 48,5%. Таким образом, точно предсказать результаты референдума непросто, и явка может сыграть определяющую роль.
В Испании тоже напряженная ситуация. В отношении мэров каталонских городов, поддерживающих проведение референдума в Каталонии, по указанию центрального правительства Мадрида было начато расследование. Этим политикам грозит тюремное заключение. Данное решение было встречено недовольством, и в Барселоне сотни тысяч каталонцев организовали акции протеста.
Если даже не будет такого военного вмешательства, которым пригрозил Багдад, между Мадридом и Барселоной в случае проведения референдума 1 октября с высокой долей вероятности возникнет серьезная напряженность, и это поляризует Испанию.
Референдумы в Ираке и Испании вызваны напряженностью, которая в последние годы нарастает между центральными правительствами и местными органами власти или народами, желающими больше автономии, больше полномочий на местах. Похожая ситуация имела место и в Шотландии на территории Великобритании в 2014 году. Позиция Лондона не была такой, как в Багдаде или Мадриде, и бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (David Cameron), поехав в Шотландию, пытался лично донести до народа точку зрения о том, что независимость Шотландии будет иметь негативные последствия не только для Великобритании, но и для Шотландии.
Лондон расценил решение шотландского народа о референдуме как демократическое право, попытался препятствовать его проведению, используя не угрозы, а разум, и указать на правильный путь. В результате референдум состоялся, и его итоги были не в пользу независимости Шотландии. Сегодня в Шотландии вопрос о независимости по-прежнему обсуждается, но при этом в скором времени не ожидается возникновения на повестке дня какого-либо нового референдума.
В государствах с федеративным устройством дисбаланс особенно чувствуется между центральными и местными органами власти, а также в системах, которые неспособны справедливо функционировать, усиливаются требования народов на самоопределение. Попытка противостоять этому с помощью понятия «территориальная целостность» расценивается как стремление навязать условия сегодняшнего дня.
Попытки остановить нарастающие в Ираке и Испании требования более демократической и более справедливой жизни путем нагнетания напряженности, применения силы и угроз не способствуют ничему иному, кроме как возникновению риска новых гражданских конфликтов.
В то же время ускользает от внимания тот факт, что ни в Ираке, ни в Испании новые независимые государства не возникнут сразу после проведения референдумов. В случае правильного управления процессом в период после референдума могут возникнуть меры, которые не навредят территориальной целостности государств, и решение в первую очередь лежит в преодолении дисбаланса между центральными и местными органами власти. По мере движения по пути запугивания, подавления и угроз уничтожаются права, закон, справедливость, демократия.