В Латинской Америке необходимо провести перепланировку городов, чтобы уменьшить негативное влияние на экологию существующей экономической структуры.
Для больших городов в мире характерны автомобильные пробки, низкое качество услуг, социальное неравенство. И здесь неважно, на каком континенте они расположены.
Латинская Америка — один из самых высокоурбанизированных регионов мира. Наиболее ярко это проявляется в таких городах как Буэнос-Айрес, Богота, Кито, Мехико, Бразилиа, Каракас. Именно они стали ареной настоящего «городского взрыва» в течение последнего столетия.
Градостроительный бум без должного планирования привел к транспортному коллапсу, высоким ценам на жилье, отсутствию хорошо оплачиваемых рабочих мест. Для многих жителей Латинской Америки мечта жить в большом городе превратилась в настоящий кошмар.
Согласно данным Банка развития Латинской Америки, более четверти населения стран региона, чтобы добраться до работы затрачивают более одного часа. По мнению известного аргентинского экономиста Пабло Сангинетти (Pablo Sanguinetti), население крупных городов тратят много времени на дорогу из-за ошибок, допущенных в процессе их урбанизации. Это ведет к снижению производительности труда и оказывает негативное влияние на экономическое развитие региона.
Кошмарный день
Клаудия Гомес (Claudia Gómez) на собственном опыте испытала все прелести жизни в большом городе. Она живет в агломерации Большого Мехико с население более 20 миллионов человек.
Чтобы добраться от дома, где она живет до работы, в центре столицы, ей приходится выходить из дома в шесть утра. Ежедневно Клаудия тратит на дорогу более трех часов.
«Если идет дождь, или в случае автомобильной аварии — наступает хаос», — рассказывает Клаудия Гомес.
Похожую историю можно услышать из уст жителей многих городов стран Латинской Америки.
В среднем, латиноамериканец, чтобы добраться до места работы, тратит 40 минут.
По уровню урбанизации Латинская Америка сравнима с развитыми странами. В латиноамериканских странах проживает 625 миллионов человек, из них 80% составляет городское население. В США этот показатель достигает 81%, в Европе — 73% (в Испании — 80%). В развивающихся азиатских странах этот показатель не превышает 58%.
Следует отметить, что урбанизация Латинской Америки, не привела к значительному улучшению уровня жизни городского населения, как это случилось в развитых странах. В 2010 году доход на душу населения в Латинской Америке составлял семь тысяч долларов. В Старом Свете, а затем и в США, урбанизация проходила во времена Промышленной революции за счет резкого роста промышленного производства. Городское население концентрировалось вокруг промышленных и финансовых центров, где выпускалась продукция с высокой добавленной стоимостью.
В Латинской Америке было все по-другому. Как рассказал изданию Сангинетти, промышленное производство пришло в регион в начале XX века. Зарождающейся промышленности необходимо были квалифицированные рабочие руки. Развитие индустриальных центров сопровождалось
бурным ростом образовательной системы, здравоохранения. Миллионы крестьян ринулись в города в поисках лучшей доли.
В настоящее время территории крупных городов исчерпали возможности дальнейшего роста городского населения. Вместе с тем Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) предупреждает, что к 2050 году темпы урбанизации в Латинской Америке достигнут 89%.
Асфальтовые джунгли
Известный европейский социолог польского происхождения Зигмунт Бауман (Zygmunt Bauman) утверждает, что густонаселенным районам присущи два диаметрально противоположных явления. С одной стороны, миксофилия — привлекательность больших городов и надежда на познание новых удовольствий и приключений. С другой стороны миксофобия — неукротимый страх перед неизвестным. Если первое явление является главной привлекательностью города, то второе явление — это своего рода «пожизненный крест» горожанина.
Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по улицам фавел и трущоб любого города Латинской Америки. В неблагополучных городских района проживают до 30% горожан. Большинство из этих районов не имеют централизованного водоснабжения, доступного общественного транспорта.
Выбраться из трущоб невозможно из-за отсутствия доступного жилья. Стоимость одного квадратного метра жилья достигает трехмесячной зарплаты. В Мехико, где проживает более 20 миллионов человек, за один квадратный метр жилой площади вам придется выложить пятимесячную зарплату. Чтобы купить квартиру площадью 60 квадратных метров вам нужно откладывать полностью свой заработок в течение 25 лет. Согласно официальным данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), среднегодовой доход мексиканской семьи составляет около 13 тысяч долларов. В то же время данные ОЭСР показывают, что для стран Латинской Америки ежегодный доход семьи из трех человек должен быть не менее 30 тысяч долларов.