Двое молодых водолазов сделали сенсационную находку в водах у острова Лидингё.
Они нашли мешок, набитый советским тротилом, который в первую очередь представляет собой взрывчатое вещество для военных целей.
«Тротил мог нанести серьезные повреждения цистернам с нефтью, которые находились поблизости», — говорит водолаз Петер-Лоренц Йонссон (Peter-Lorentz Johnsson), который сейчас, 30 лет спустя, впервые сам рассказывает об этом инциденте.
Это было 9 сентября 1987 года. Два молодых человека как обычно ныряли у острова Лидингё в Стокгольме. Это происходило во время завершающей фазы холодной войны, шесть лет спустя после того, как советская лодка села на мель у архипелага Карлскруны.
Мужчины нашли мешок, в котором лежали брикеты тротила с русскими надписями. Позже другие люди обнаружат еще такие же пакеты. Всего было найдено более 40 пакетов с тротилом: такого количества хватило бы на то, чтобы взорвать множество цистерн с нефтью и другую инфраструктуру поблизости.
Тротил этого типа мог использоваться советскими диверсионными частями — спецназом. В нынешней напряженной ситуации, когда многие соседние страны с беспокойством следили за учениями «Запад», Россия продолжает делать ставку на подразделения спецназа и различные подводные аппараты, специальные силы для разведки и проведения диверсий в чужих водах.
Специалисты по диверсиям
Президент Владимир Путин увеличил роль элитных войск, а также отдал приказ создать несколько новых. Крупнейшие из них — это воздушно-десантные войска и морская пехота, чья задача — быть на передовой при начале конвенционального военного нападения.
У спецназа же, напротив, главные задачи по разведке и проведению диверсий и переворотов связаны с мирным временем и «серыми» периодами между миром и войной и проходят на территории противника.
Слово «спецназ» — это русское сокращение для обозначения войск специального назначения. Во время нападения на Украину в 2014 году солдаты спецназа без знаков отличия играли особую роль, например, при захвате крымского парламента.
Водолаз решает выступить
Сейчас один из двух водолазов, которые принимали участие в этом инциденте, впервые решил выступить от своего имени. Он рассказывает о своем военном прошлом и о том, что служил в элитных подразделениях морского десанта Швеции. Поэтому он сразу понял, что их находка представляет большой интерес для министерства обороны.
Я спросил его, не мог ли пакет быть поставлен на дно в панике.
«Я скорее подумал, что целью было помешать установить связь между этой взрывчаткой и тем, для чего она использовалось прежде», — ответил он.
После находки в 1987 году Петер-Лоренц Йонссон стал сертифицированным профессиональным водолазом и специализировался на фотографировании и видеосъемке под водой. За прошедшие годы он много раз думал о том сентябрьском дне тридцать лет назад.
Рядом с нефтяными цистернами
Нечто необычное он увидел, когда как обычно нырял в поисках доказательств возможного жульничества со страховками. Это был черный пластиковый пакет из магазина Åhléns. Казалось, в нем что-то лежит. Сумка находилась в 20-30 метрах от моста Ларсберга и моста района Ага на южном берегу Лидингё. От места находки — меньше километра до одного из крупнейших скоплений нефтяных цистерн в Швеции и полтора километра до Какнэсской телебашни.
Этот пакет было не так легко обнаружить, потому что он темного цвета и находился на глубине 7-8 метров. На тот момент видимость под водой была чуть более 3 метров.
Пакет стоял на склоне дна, резко уходящего вниз. Как оказалось, внутри был еще один пакет, а в нем — множество свертков в провощенной бумаге. На каждом кириллицей (русскими буквами) написано «тротиловая шашка». Это значит брикет тротила.
Петер-Лоренц Йонссон достал один сверток из пакета, прервал ныряние и повез его в военный штаб на шоссе Лидингё.
СЭПО берет дело на себя
Чтобы изучить сверток, в штаб прибыла полиция, а также эксперт по боеприпасам из лейб-гвардейского полка «Свеа». Они констатировали, что речь, вероятно, идет о взрывчатом веществе, что позднее и было подтверждено посредством взрыва, а кириллические буквы на брикетах — русские. После этого основная часть дела была передана полиции безопасности СЭПО.
По просьбе полиции и министерства обороны водолазы подняли пакет со всем содержимым со дна и передали полицейским. Всего в пакете находились 23 тротиловые шашки, каждая из которых была отдельно упакована в провощенную бумагу, еще не успевшую расползтись от воды. Тротиловые шашки были еще довольно свежие, когда их нашли, похоже, они не так уж долго пробыли в воде.
В документах полиции безопасности 1987 года, посвященных инциденту, упоминается, что в коротких торцах тротиловых брикетов были пробурены отверстия для введения детонаторов.
Общественности о находке стало известно 19 сентября 1987 года из статьи, напечатанной в Svenska Dagbladet. Позже в том же месяце, 25 сентября, за ней последовала статья репортера Expressen Лейфа Брэннстрёма (Leif Brännström), который написал еще об одной находке, на этот раз — ближе к мосту Лидингё, а также опубликовал первую фотографию советской тротиловой шашки в Швеции.
Пакет со взрывчаткой
За этой статьей стояла находка, сделанная 24 сентября, то есть через две недели после первой, двумя другими мужчинами, Пентти Хулькконеном (Pentti Hulkkonen) и Микаэлем Валльгреном (Mikael Wallgren). Они вышли на весельной лодке в паре сотен метров к западу от станции метро «Ропстен» в Стокгольме. Оба были строительными рабочими на старом мосту Лидингё, но в тот момент решили выйти в море и порыбачить в камышах.
На глубине 1,5 метров в 4-5 метрах от камышовых зарослей они заметили пластиковый пакет. Достали его с помощью удочки и обнаружили, что это пакет из магазина Domus с чем-то тяжелым внутри.
Внутри пакета лежал еще один, в котором находились штук двадцать свертков с чем-то напоминающим взрывчатку. Хулькконен и Валльгрен передали находку полиции, и на следующий день о них рассказали в Expressen, которой удалось опубликовать первую фотографию этого тротила.
Микаэль Валльгрен особенно заинтересовался происшествием и нашел еще один пакет с тротилом, когда нырял вместе с Яри Фригордом (Jari Frigård) 27 сентября — на этот раз на глубине 5-6 метров, примерно в 50 метрах от места первой находки.
Более 40 пакетов с тротилом
Всего в сентябре 1987 года разными людьми были найдены более 40 пакетов с советским тротилом. Тротила хватило бы на множество диверсий, направленных на важную шведскую инфраструктуру, которая находилась совсем рядом с местами находок.
Три находки вокруг Лидингё в 1987 году, как согласно отчетам в СМИ того времени, так и согласно опубликованным документам СЭПО, не удалось связать с какими-то конкретными лицами или транспортом. Больше о подобных находках советского тротила не сообщалось, не было о них известно и тем экспертам по вооружениям, с которыми я связывался в полиции.
Что же можно сказать сейчас, 30 лет спустя, об истинном владельце того тротила? После падения Берлинской стены в 1989 году прошло совсем немного времени, когда на Западе стало относительно легко раздобыть советскую военную технику и оружие. Но тротиловые находки в Швеции были сделаны несколькими годами раньше.
Так как речь идет о взрывчатом веществе в первую очередь военного назначения, найденном за два года до падения Стены, «криминальное» объяснение его появления в Швеции неправдоподобно. Никаких аналогичных случаев нарушения закона в то время не зарегистрировано.
Готовилась диверсия
И само взрывчатое вещество, и места находок свидетельствуют в пользу того, что это была подготовка к диверсии или же учения военных водолазов либо нелегальных агентов из стран Варшавского договора, то есть Советского Союза, Восточной Германии (ГДР) или Польши.
О том, что советский морской спецназ (специальные войска) вел скрытую деятельность в водах других государств, вот уже несколько лет можно прочитать в русских книгах, а кое-что рассказывается и в русских телевизионных документальных фильмах. Например, вот высказывание российского военно-морского историка Аркадия Чикина. Слово «подводный диверсант», которое он использует, соответствует шведскому «боевому водолазу/диверсанту».
«Надо сказать, что советские подводные диверсанты были первоклассными, самыми компетентными специалистами по ведению подводного боя в период холодной войны. Не раз и не два, а десятки раз они на территориях других стран несанкционированно выполняли сложные задания. Сколько раз они на самом деле проникали на территорию иностранных государств, знают немногие», — рассказывает он в русском документальном фильме «Диверсанты».
Крупнейшая диверсионная сеть в Швеции
Во время Второй мировой войны в Швеции существовали две советские диверсионные сети. Одна была создана военной разведкой ГРУ, а другая подчинялась службе безопасности, сокращенно — НКВД.
Сначала руководителем сети НКВД в Швеции был Эрнст Волльвебер (Ernst Wollweber), который после войны возглавил восточнонемецкую службу безопасности Штази. Его шведская организация была «без сомнения, крупнейшей диверсионной сетью, когда-либо зафиксированной в современной истории Швеции», по словам Вильгельма Агрелля (Wilhelm Agrell), профессора в области анализа разведки.
В ходе классической холодной войны шведские минные оцепления вокруг Готланда, вдоль берега Норрланда и вокруг Стокгольмского архипелага несколько раз подвергались диверсиям. Позже некоторые советские ветераны и бывшие восточнонемецкие боевые водолазы рассказывали, что участвовали в спецоперациях в шведских водах. Больше информации есть в книге «Русские элитные формирования и спецоружие» (Ryska elitförband och specialvapen) Юакима фон Брауна (Joakim von Braun) и Ларса Юлленхаля.
Та же маркировка — на украинской войне
Версия о том, что тротил у Лидингё действительно прибыл из Советского Союза, подтвердилась в последние годы, когда на Украине несколько раз находили запасы советского/российского тротила. Фотографии с украинской войны демонстрируют тот же тип маркировки, какая была на брикетах, найденных в Швеции в 1987 году.
В следующей статье я расскажу о новой информации по поводу большого оружейного тайника с автоматами и взрывчаткой, который нашли в 1988 году недалеко от Арланды. Шведские СМИ тогда писали, что найденное оружие принадлежало террористам, но ни слова о Москве и Восточном Берлине, которые за этими террористами стояли.
Ларс Юлленхаль — военный историк, публицист и блогер. Автор книг «Русские элитные формирования и спецоружие» (совместно с Юакимом фон Брауном), «Шведы на войне с 1914 по 1945 год» (совместно с Леннартом Вестбергом).