Словосочетание «переписывание истории» уже стало неотъемлемой составной частью в политическом словаре России. Оно обычно носит обвинительный характер и выкрикивается каждый раз, когда кто-нибудь указывает на преступные действия СССР (а также более давних времен) или просто на неприятные факты из прошлого. Вообще интересно, что используется именно слово «переписывание», потому что, по сути, в этом нет ничего плохого. Ведь переписыванием можно сделать прежние интерпретации более корректными, соответствующими фактам, которые раньше по идеологическим причинам замалчивались или придумывались. (Представители российской власти с большой враждебностью ополчились на тех историков, которые раскрыли правду о различных мифах советских времен, к примеру, о «28 панфиловцах» и Зое Космодемьянской).
На днях на интернет-портале «Комсомольской правды» появился обличительный комментарий о том, что Министерство обороны Латвии чествовало легионеров SS. Несмотря на банальное оформление статьи (коллаж с изображением пропагандистского плаката времен войны и современного мероприятия 16 марта), позицию автора можно назвать достаточно миролюбивой для России. Однако и он очень недоволен, что Министерство обороны Латвии отмечало дату боев легионеров в Видземе, потому что как раз в это время немцы грабили Ригу, увозя с собой различные материальные ценности. Интересная позиция, потому что в наши дни уже не секрет, каким масштабным разграблением занимались на «освобожденных» территориях красноармейцы. В свою очередь, причину того, почему в наше время для латышей важно отмечать это событие Второй мировой войны и помнить о значение в нем легионеров, можно прочесть в выступлении председателя Сейма Инары Мурниеце на мероприятии в память боев у Море: «Латышские солдаты у Море держали фронт, чтобы советские оккупанты не могли так быстро занять сердце Латвии — Ригу. Оттуда в Курземе, как на последнюю землю надежды, стремились потоки военных беженцев. Около 150 тысяч убежавших из Латвии укрылись за границей, образовав эмиграцию. Ее вклад в восстановление независимости Латвии постоянным напоминанием миру об оккупации латвийского государства неизмерим».
Интерпретация истории советских времен, согласно которой под руководством «вождя пролетариата» Ленина произошло народное восстание против угнетателей, в наши дни уже не годится, но ни одна другая версия по-настоящему не прижилась. Ярче всего об этом свидетельствует мавзолей Ленина на Красной площади, а также множество коммунистических памятников (и названий населенных пунктов) по всей России. Когда на Украине в конце 2013 — 2014-м годах начались события Майдана, одним из символов перемен стал снос памятников Ленину, что, в свою очередь, с возмущением было воспринято в России. Именно «защита» памятника Ленину в Донецке и в других городах восточной Украины стала платформой, на которой зародился замысел о своеобразных псевдо-государствах, где можно реализовать идеи так называемого «Русского мира». Значит, образ Ленина и реализованной им «революции» до сих пор играет важную роль в этом проповедуемом «Русском мире».
В то же время еще более сильный накал страстей и политическая мобилизация наблюдаются вокруг абсолютно противоположного образа — царя Николая II. На совести последнего российского монарха также достаточно много бесчестных поступков, но трагическая гибель членов семьи Романовых была причиной, почему Русская православная церковь в 2000 году возвела их в ранг святых. Правда, специалисты пытались пояснить тонкие аспекты канонизации: Николай II — не просто «святой», а «святой мученик», что не одно и то же. Но теперь уже и вокруг этого образа сформировалось нечто вроде секты. Особо ярко это начало проявляться после создания нового фильма о похождениях Николая II в молодости с балериной Матильдой Кшесинской.
Протесты против этого фильма, который на самом деле довольно невинен, приобрели даже насильственные формы, что заставило некоторых экспертов заговорить о «православном терроризме», который до сих пор, в отличие от исламского терроризма, неизвестен миру. С другой стороны, и в Донбассе террористы используют православные символы, поэтому, возможно, и не следует сильно удивляться. Еще прозвучали напоминания, что именно поджоги кинотеатров стали первым шагом к тому, что привело в свое время Иран к исламской диктатуре, высказываются намеки, что и в России с православием могут произойти аналогичные процессы, если дать им волю. Однако остается факт — одновременно происходит преклонение перед убитым царем и его символическим убийцей, останки которого по-прежнему находятся в сердце Москвы. Тут без переписывания истории в одном или в другом направлении никак не обойтись.