Санкт-Петербург — В трущобном районе, в 40 минутах от центра Санкт-Петербурга, находится военно-патриотический центр «Партизан», его база расположена в подвале.
У стойки администратора висит флаг — символ российских сепаратистов, воюющих на востоке Украины. Камуфляжная униформа продается бок о бок с русскими национальными костюмами, патриотической литературой и чаем.
Сюда приходят мужчины, которые хотят подготовиться к глобальному хаосу. Все против всех, как об этом говорят в самом «Партизане».
Двое шведских нацистов из Северного движения сопротивления (Nordiska motståndsrörelsen), 23-летний Виктор Мелин (Viktor Melin) и 20-летний Антон Тулин (Anton Thulin), тренировались здесь в середине августа 2016 года. Есть фотография, на которой они гордо позируют каждый со своим огнестрельным оружием. Это фото было выложено на русской странице центра «Партизан» на Facebook, а позднее использовалось как доказательство в ходе следствия. Сейчас фотография оттуда пропала.
Через некоторое время после того, как шведы вернулись домой, их задержали в связи с взрывом в Гётеборге. Были найдены и другие взрывные устройства.
Российские контакты стали важным кусочком мозаики для того, чтобы понять, почему самодельные бомбы имели целью беженцев и левых активистов, сообщил апелляционный суд. По мнению суда, «милитаристское образование, полученное Виктором Мелином в России, мощно подкрепило его склонность к применению насилия в политических целях, что и так не было ему чуждо».
Полиция безопасности подтвердила, что поездка с военными целями оказала влияние на процесс радикализации Виктора Мелина. Его намерения и стремление к использованию насилия укрепились.
Во время обыска у Мелина полиция нашла информацию о характеристиках оружия на русском языке, а также его записи о разном оружии, взрывчатых веществах, средствах связи и о первой помощи в условиях войны.
Центр «Партизан» непрерывно ведет какую-то деятельность. То собачьи бои, то показ фильмов. Перед дверью лежит коврик с лицом бывшего президента США Барака Обамы.
Старый флаг Российской империи, символизирующий русский национализм и империализм, покрывает большую часть стен в тренажерном зале.
«Мы русские, с нами Бог», гласит надпись.
Ветеран войны Денис Гариев приглашает нас выпить травяного чаю, который по-русски называется иван-чай. Гариев в «Партизане» возглавляет военное обучение, в первую очередь направленное на то, чтобы тренировать русских добровольцев перед участием в столкновениях на востоке Украины.
Курсанты приходят в «Партизан» по разным причинам, говорит Гариев. Часть из них объединяет русский национализм или ненависть к Европе и США.
С 2011 года в «Партизане» тренировались минимум 500 человек. Рады всем, кроме мусульман.
«У нас тренируется один русскоговорящий чернокожий мужчина», — говорит Гариев, не уточняя, из какой он страны.
Гариев выглядит как специалист по выживанию, физически подготовленный, хорошо тренированный. Он разочарован во власти, которая, по его мнению, не смогла ничего изменить к лучшему. Президент Путин — не исключение.
«Многие нации исчезли бы, если бы не Россия. Мы спасаем тех, кто в беде», — говорит Гариев.
Потренироваться здесь несколько дней стоит не слишком дорого, цена варьируется от 700 до 2000 крон. Участники учатся тактической подготовке, обращению с оружием, посещают практические занятия. Они готовятся к боям в заброшенных зданиях пригородов. На тренировку журналистам газет SvD и Aftonbladet Гариев прийти не разрешил. До этого одному журналисту позволяли присутствовать, но результат Гариева не удовлетворил.
Россия играет все большую роль в развитии шведского нацистского движения. SvD и Aftonbladet выявили связь Северного движения сопротивления с его российским аналогом «Русское имперское движение» (РИД), которое тесно связано с центром «Партизан». Связи становятся все более тесными, например, устраиваются личные встречи, организовываются поездки между двумя странами, делаются денежные пожертвования и налаживаются контакты в российских социальных сетях.
Денис Гариев тоже бывал в Швеции. По информации газеты Expressen, он познакомился с нацистами Виктором Мелином и Антоном Тулином еще в 2015 году.
Сторонники Северного движения сопротивления, возможно, не осознают важность христианских ценностей так хорошо, как русские националисты, говорит Гариев. Но Гариев не хочет ограничивать себя политикой, его идеи, похоже, безграничны. Он выражает некоторое понимание в отношении террористической группировки «Исламское государство» (организация запрещена в России — прим. ред.).
«ИГИЛ прекрасно нас понимает, а мы понимаем их. Почему они так популярны сейчас? Они говорят о справедливости и хотят в своем халифате создать новый миропорядок без европейских ценностей. Члены ИГИЛ готовы умирать за свои убеждения».
Курсы центра «Партизан» получили известность в 2014 году в связи с началом конфликта на востоке Украины. Их курс обучения преподносился тогда как единственный способ для добровольцев получить необходимые навыки, чтобы потом отправиться в Донбасс.
С того момента многое изменилось. Правительства самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик, похоже, устали от русских ультранационалистов. В начале 2015 года русские националисты были вынуждены отозвать свою группу с Донбасса.
«У националистов в России — тяжелая экономическая ситуация, так что, вероятно, русские не оплачивали поездку шведов в Санкт-Петербург, — констатирует Вера Алепрович, которая занимается изучением русского правого экстремизма в информационно-аналитическом центра „Сова" в Москве. — Но они вполне могли организовать для них бесплатный курс или предложить скидку».
Она считает, что за правыми экстремистами центра «Партизан» постоянно наблюдают российские правоохранительные органы.
«Они не могут всегда выходить сухими из воды, делая все, что им заблагорассудится, если только власти сами не решат смотреть на это сквозь пальцы. Ведут ли националисты свою деятельность с молчаливого согласия властей или же работают по их прямому приказу, сказать не может никто, кроме самих националистов», — говорит Алепрович.
Вернемся на кухню, где Денис Гариев прихлебывает горячий чай. Он стесняется, но высказывает раздражение в связи с тем, что западные СМИ, в том числе шведские, выставляют, по его мнению, участников центра «Партизан» агрессорами.
Позже SvD и Aftonbladet попытались встретиться с Денисом Гариевым еще раз, но он как сквозь землю провалился, и добраться до него не удалось.
Взрывы в Гётеборге
11 ноября 2016 года взорвалась бомба у «левого» кафе Syndikalistiskt Forum («Синдикалистский форум») в Гётеборге. Никто не пострадал.
5 января 2017 года прогремел у центра для беженцев на улице Акселя Альдера в Гётеборге. Один человек серьезно пострадал, сломав обе ноги. По словам его лечащего врача, полное восстановление невозможно. За взрыв был осужден Виктор Мелин, но апелляционный суд его оправдал. Никто не был привлечен к ответственности.
25 января нашли неразорвавшуюся бомбу у кемпинга Лиллебю в Торсланде. Кемпинг временно использовался как жилье для беженцев.
22 сентября в этом году апелляционный суд вынес приговор. Тюремный срок Виктора Мелина снизили до шести с половиной лет вместо восьми с половиной, к которым его приговорил районный суд. Антон Тулин получил один год и десять месяцев тюрьмы. Третий мужчина, тоже нацист, Йимми Юнассон (Jimmy Jonasson), был приговорен к двум с половиной годам тюрьмы за то, что добыл динамит.