Премия по медицине этого года — звонкая пощечина нашему полному стрессов образу жизни. В отмеченном премией исследовании подчеркивается, что время вышло из-под контроля, во всяком случае что касается наших биологических часов.
Со скрупулезностью мастера-часовщика лауреаты Нобелевской премии по медицине этого года Джеффри Холл (Jeffrey C. Hall), Майкл Росбаш (Michael Rosbash) и Майкл Янг (Michael W. Young) зафиксировали те гены и белки, которые помогают нашему биологическому отсчету времени держать ритм.
В тот день, когда мы сбиваемся с этого ритма, начинается хаос: мы страдаем от нарушений сна, хотим есть в неправильное время суток, нам то жарко, то холодно.
Почему? Наш организм — это гениальная конструкция, почти как знаменитые астрономические часы в Праге, очаровывающие туристов фигурками апостолов, которые при определенных ударах часов выглядывают в точном и заранее определенном порядке.
В организме на их месте — гормоны, которые выплескиваются в нужное время и в тщательно выверенной последовательности.
Исследование суточных ритмов, основы которого заложили нынешние нобелевские лауреаты, показывает, как все живое с доисторических времен приспосабливалось к смене дня и ночи. В результате эволюции вся жизнь подладилась под ритм, соответствующий суточному вращению Земли вокруг своей оси относительно ее звезды, то есть Солнца.
Жизнь людей всегда была подчинена смене времени суток, наши предки ложились спать с заходом солнца, а вставали на рассвете. До нынешних пор. Мы до рассвета сидим в социальных сетях, а работаем и едим когда попало.
Сегодня уже известно, что нарушения сна у посменных рабочих могут вызывать рак, диабет, язву желудка, гипертонию, сердечные заболевания и даже нарушения психики.
Но отмотать назад не так-то легко. Мы ожидаем, что магазины будут работать круглосуточно, и мало кто, пожалуй, готов укладываться в постель в семь часов вечера. Но глубинное послание от лауреатов Нобелевской премии этого года заключается в том, что нам пора начать больше прислушиваться к самим себе.
У нас есть общество, рынок труда и образ жизни, редко совпадающий с внутренними часами.
Еще одно послание: когда мы стареем, заболеваем, и наш внутренний отсчет времени сбивается, что тоже относится к признакам старения, перво-наперво надо позаботиться о том, чтобы начать жить в ритме с собственным телом. В гармонии с дневным светом. Но и строгий распорядок дня в целом, например, конкретные часы для приемов пищи, помогает настроить часы.
Вероятно, жизнь по такому строгому распорядку идет вразрез с эпохой 2017 года. К сожалению — во всяком случае для здоровья.