Не желая внимать сигналам, которые со всех фронтов — политического, социального, экономического и международного — посылают сторонникам выхода Каталонии из состава Испании, призывая их отказаться от одностороннего объявления независимости, Председатель правительства Каталонии Пучдемон (Puigdemont) и наиболее радикально настроенная часть его окружения — вице-президент Жункерас (Junqueras), леворадикальная партия Кандидатура народного единства (CUP), организации Òmnium Cultural и Национальная ассамблея Каталонии (ANC) — намерены и дальше проводить в жизнь свои самоубийственные планы.
Крайне важно рассказать сепаратистам о том, каковы будут последствия Декларации об одностороннем объявлении независимости (ДООН), причем, не только для того, чтобы они не говорили о том, что ничего не знали, когда эти последствия наступят, но также и для того, чтобы граждане и весь мир осознали абсолютную безответственность тех, кто совершенно сознательно бросается в пропасть.
В первую очередь подобная декларация приведет к прямому конфликту с государством, которое не сможет его избежать. Если, как отметил Фелипе VI, конституционный порядок уже находится под угрозой из-за действий сепаратистов, то ДООН неизбежно повлечет за собой применение всего арсенала средств, предусмотренного Конституцией Испании и Уголовным Кодексом, чтобы ответить на столь серьезный вызов. И этот первый ответ будет лишь преддверием более жестких решений, которые будут означать такой значительный шаг назад в вопросе достигнутого самоуправления, что полученное в течение десятилетий может оказаться утраченным в течение нескольких часов.
Во-вторых, эти последствия будут тяжелейшими и, к сожалению, необратимыми, в том, что касается раскола общества. После того, как в прошедшее воскресенье в Барселоне стало очевидным (вопреки заявлениям сепаратистов), что нет единого каталонского народа, который бы единодушно поддержал выход Каталонии из состава Испании, одностороннее объявление независимости окончательно раскололо бы каталонское общество надвое и дало бы волю трудно управляемым страстям.
В-третьих, значительно усугубился бы экономический ущерб, который уже наблюдается в виде ухода множества знаковых компаний, что в свою очередь приведет к юридической неуверенности среди предприятий, инвесторов, вкладчиков и всех участников хозяйственной деятельности.
Никто и ничто не ждет сепаратистов после ДООН: лишь экономическая разруха и политическая изоляция. Поэтому, отвечая тем, кто заявляет, что одностороннее объявление независимости придаст сепаратистам силы, можно сказать, что тем самым они вынесут себе окончательный приговор как политическому проекту.
Тот факт, что, осознавая огромный ущерб, который ДООН причинит людям, материальным ценностям и организациям, они все еще размышляют о том, идти ли им по этому пути, показывает, до какой степени сепаратизм находится сегодня в руках аморальных и одержимых людей, которые скорее готовы пожертвовать Каталонией и сами потерпеть крах, чем признать несостоятельность своего проекта.
Пусть они призывают к диалогу именно для того, чтобы остановить незаконные действия и вернуться в правовое поле, в котором можно начать разговор. На благо всех, но прежде всего на благо той самой Каталонии, о верности которой они заявляют. У Пучдемона еще есть время предотвратить катастрофу, пойти по пути диалога и переговоров, от которого Каталония не только не проиграет (а это вот-вот может произойти), но и обеспечит себе лучшее будущее, соблюдая законность.
А если декларация о независимости все же последует, как угрожали сепаратисты на сегодняшней сессии Парламента, то мы призываем политические силы встать на защиту конституционного строя, о чем говорил король Фелипе VI.