На прошедших в Австрии досрочных парламентских выборах значительно усилили свои позиции правые партии: на первом месте — резко поправевшая Австрийская народная партия (31,6%, +7,6%), на третьем — правопопулистская Партия Свободы (26%, +5,5%). Второе место с большим трудом смогли сохранить социал-демократы (26,9%, +0,1%), однако серьезнейшее поражение потерпели Зеленые (3,9%, —8,5%), которые могут даже не пройти в парламент. Эти результаты весьма репрезентативны, поскольку выборы прошли при высокой явке избирателей (79,5%). По мнению большинства наблюдателей, налицо резкое смещение вправо всего спектра политических сил. Маленькая Австрия отразила, таким образом, общую для всей Европы тенденцию — кризиса господствующей неолиберальной идеологии, ренессанса национал-консервативных ценностей.
Главной темой предвыборной кампании в Австрии стал Ислам.
В ходе миграционного кризиса 2015-2016 годов в альпийскую республику, насчитывающую 8,7 миллиона человек, прибыло 130 тысяч беженцев, преимущественно мусульман. В пропорции к населению — это второй показатель в Европе после Швеции. Австрийцы глубоко встревожены наплывом беженцев-мусульман и не верят в возможность их дальнейшей интеграции. Ведь только из маленькой Австрии на Ближний Восток отправились воевать более 300 джихадистов. Но основной перелом в общественном мнении произошел после новогодней ночи 2015-2016 годов в Кельне, когда массовые нападения на женщин совершили мигранты, недавно прибывшие из стран Ближнего Востока. Именно эти антиисламские настроения во многом определили ход австрийской предвыборной кампании и программу кандидатов от ведущих партий. Если раньше с антиисламскими лозунгами выступали только правые партии, прежде всего Австрийская партия Свободы (ПС), то теперь к ним присоединились центристские партии. Правящая коалиция в составе Социал-демократической партии Австрии (СДПА) и Австрийской народной партии (АНП) приняла в этом году закон, запрещающий ношение никаба и бурки (платков, полностью закрывающих лицо).
Выборы стали личным триумфом для лидера Австрийской народной партии Себастьяна Курца. Это необычный со всех точек зрения политик: Курц очень молод (ему 31 год), но уже несколько лет он занимает пост министра иностранных дел в правительственной коалиции. Курц смог обновить имидж Австрийской народной партии, резко повысить ее рейтинг и потеснить правопопулистскую Партию свободы. Он перенял основные лозунги этой партии, такие как «Австрия превыше всего» и «свести миграцию до нуля». В частности, он возложил на мусульман и мигрантов вину за дефицит бюджета и низкие пенсии. Именно Курц был одним из инициаторов закрытия «балканской тропы», по которой в Центральную Европу проникали беженцы. В этом Курц полностью солидарен с венгерским премьером Виктором Орбаном, личную дружбу с которым он не скрывает. Курц — «недоучка»: он прервал учебы в университете ради политики, но это не помешало ему сделать стремительную карьеру в партии. В качестве министра иностранных дел Австрии Курц возглавил в январе этого года ОБСЕ, посещал районы боевых действий в Донбассе. Курц выступает за поэтапное снятие антироссийских санкций — при наличии «позитивной динамики» в решении конфликта.
Австрия — особый случай в Евросоюзе. Одна из богатейших стран Западной Европы (Вена уже много лет является мировым лидером по качеству жизни) испытывает сильное влияние консервативных и ксенофобских настроений. Еще в далеком 1999 году возглавляемая правым популистом Йоргом Хайдером Партия свободы неожиданно для всех заняла второе место на парламентских выборах и даже вошла в правительство. В результате, Австрия попала на некоторое время в международную изоляцию, а в феврале 2000 года Хайдер был вынужден уйти в отставку с поста лидера партии. На президентских выборах в декабре прошлого года кандидату от Партии свободы Норберту Хоферу также не хватило нескольких процентов голосов, чтобы стать президентом Австрии. Если в Германии правые популисты могут рассчитывать лишь на 13% избирателей, то в Австрии их совокупный электорат приближается к 55%. Каковы причины? Во-первых, историческая традиция, поскольку в свое время нацизм пустил здесь глубокие корни. Во-вторых, отсутствие чувства вины за преступления Второй мировой войны, ведь согласно официальной версии Австрия считает себя «оккупированной» Третьим рейхом страной. Большую роль в разжигании ксенофобских настроений играет бульварная пресса. Призывы на страницах таких изданий, как Kronen zeitung (700 тысяч экземпляров) были бы невозможны в Германии, где действует более жесткая цензура (и самоцензура). Агрессивный дискурс ведут и многочисленные социальные сети, в том числе симпатизирующие Партии свободы. Серьезная демократическая пресса имеет в Австрии значительно меньшую аудиторию, чем в Германии.
Прошедшие в Австрии выборы стали сигналом всему Евросоюзу, их результаты отражают общее поправение политического поля Европы. Националистические настроения все сильнее дают себя знать в соседних с Австрией странах так называемой «Вышеградской группы» (Чехии, Словакии, Венгрии и Польше). Но и в Западной Европе правый популизм на подъеме (Франция, Нидерланды). В Германии Ангела Меркель не уловила «дух времени», она превратила консервативный блок ХДС/ХСС в леволиберальное движение и поплатилась за это: ее партия понесла громадные потери на недавних выборах, а в Бундестаг впервые прошла правопопулистская «Альтернатива для Германии». В Австрии Себастьян Курц сделал единственно возможный выбор: он перенял лозунги у крайне правых, чтобы спасти тонущий корабль традиционной демократии. Какая коалиция возможна в этих условиях? Переговоры начнутся в ближайший четверг. Поскольку Социал-демократическая партия намерена уйти в оппозицию, наиболее вероятным становится альянс правоцентристской Народной партии и праворадикальной Партии свободы. Если только социал-демократы в последний момент не передумают.