Американские борцы за свободу и демократию в России испугались свободы в той части интернета, которой пользуются сами американцы. Известный колумнист The New York Times (11.10) Томас Фридман бьет тревогу по поводу того, что «сегодня очень многие люди получают новостную информацию из социальных сетей, в которых легко могут разместить свою отраву русские и прочие хакеры, создающие фальшивые новости». И приводит мнение одного из экспертов: «Если эти компании [Фейсбук, Гугл, Твиттер] утверждают, что они нейтральны, как любая телефонная компания или электрическая компания, то их необходимо регулировать как предприятия коммунального хозяйства. Но если они претендуют на свободы, которыми обладают средства массовой информации, то они должны нести ответственность за распространение фальшивых новостей».
Тревоги Фридмана разделяет и главный демократ в составе сенатского комитета по разведке Марк Уорнер: «До сих пор эти компании не воспринимают всерьез ту угрозу, которую Россия и прочие зарубежные страны представляют для нашей системы. И они прилагают недостаточно усилий для разоблачения того, что на самом деле произошло в 2016 году, и того, что происходит в настоящее время».
Куда катится Америка? Судя по всему, страна в большой беде и ей угрожают многие, а не только Россия!..
«Люди взволнованы исследованием о российской пропаганде в Фейсбуке. Дышите глубже», — посоветовал Дэвид Карпф в The Washington Post (12.10), анализируя и критикуя исследование Джонатана Олбрайта, о котором мы рассказали в прошлом обзоре. Однако вслед за этим выяснилось, что компания Фейсбук — после общения с Олбрайтом — удалила из интернета тысячи постов и связанных с ними данных (The Washington Post, 13.10). И теперь «ни он, ни любой другой исследователь никогда больше не сможет выполнить анализ, подобный тому, который Олбрайт сделал всего несколько дней назад…. Компания говорит, что просто исправила „ошибку“, которая позволила Олбрайту получить доступ к информации, которую он никогда не должен был обнаружить. Этот дефект, говорит Фейсбук, теперь устранен на инструменте по аналитике социальных медиа под названием CrowdTangle».
«К концу президентской кампании 1996 года, — вспоминает в редакционной статье USA Today (12.10), — кандидат от республиканцев Боб Доул перечислял список спорных вопросов администрации Клинтона и спрашивал: „Где грубое нарушение законов?“ Спустя два десятилетия этот же вопрос можно было бы задать по поводу почти ежедневного потока разоблачений о вмешательстве России в президентские выборы 2016 года».
При этом редакция уверена, что «русские никуда не уйдут». «Безусловно, мы должны готовиться к большему вмешательству с их стороны, — заявила на этой неделе Кэти Кавалек, заместитель помощника госсекретаря по вопросам России в Государственном департаменте США, группе журналистов. — Их конечная цель — подорвать веру в государственные институты».
Любопытную историю напомнил публике Кеннет Осгуд в The New York Times (13.10): «В течение двух десятилетий в период холодной войны американская общественность была объектом масштабной и агрессивной пропагандистской кампании, призванной внушить американцам определенное отношение к России и ее внешней политике. В рамках той кампании информационные сообщения ежедневно появлялись на каждом телеканале, звучали в эфире радиостанций по всей стране и публиковались в сотнях газет. Та кампания, вероятно, стала самым значимым и самым последовательным источником политической рекламы в американской истории. А разработкой и проведением той кампании руководила самая мощная и влиятельная разведывательная служба — Центральное разведывательное управление».
Вся соль этой истории в том, что ничего с тех пор не изменилось: ситуация повторяется, лишь способы влияния ЦРУ стали более изощренными…
Уже всем — не только в Америке — известно с подачи CNN (13.10), что «в рамках масштабной кампании вмешательства русские использовали даже игру Pokémon Go». Но это не все! Автор The Washington Post (17.10) уверял публику, что уже в начале 2016 года, исследуя некоторые из наиболее популярных онлайн-ресурсов американских групп, стремящихся к выходу штата Техас из США, он «наткнулся на один из контролируемых Россией аккаунтов в Фейсбуке». Провидец, однако, но почему молчал все это время! А теперь режет правду-матку: «страница Фейсбука Heart of Texas (“Сердце Техаса”), выступавшая за отделения Техаса, стала самой популярной — в какой-то момент в 2016 году у нее было больше читателей, чем у официальных страниц техасских демократом и республиканцев вместе взятых. К тому моменту, когда недавно Фейсбук закрыл её, она имела четверть миллиона читателей».
О том, как можно выжать с американского рынка российского конкурента, дает представление другая медийная ситуация — с «Лабораторией Касперского». «Российское правительство использовало популярное антивирусное программное обеспечение для сканирования компьютеров по всему миру для поиска засекреченных документов правительства США и секретной информации, для чего модифицировало программу с целью превращения ее в шпионское средство, считают нынешние и бывшие американские должностные лица, знакомые с этим вопросом», — писала The Wall Street Journal (11.10).
«Закон, неохотно подписанный Трампом в августе, ориентирован на „наиболее значимых высокопоставленных внешнеполитических деятелей и олигархов в РФ“. Он вступает в силу в феврале и грозит больно задеть всю политическую и деловую элиту, которая лояльна президенту Владимиру Путину, — отметила в статье для The Daily Beast (14.10) Анна Немцова. — И либеральные, и консервативные фракции Кремля признают, что Вашингтон загнал президента России в угол».
В связи с этим «некоторые российские VIP-персоны надеются заключить сделку с американцами до начала президентской кампании в России 2018 года и убедить Вашингтон, что если давление санкций усилится, то к власти в России придет „мальчиш-плохиш“, который будет гораздо страшнее Владимира Путина».
«Они называют себя „Рывок“. Они не обсуждают вопрос конфликта России с Украиной и не говорят о скандале с вмешательством в президентские выборы в США, т.е. о реальных причинах наказания России со стороны Америки. Вместо этого они призывают президента Путина объявить прямо в этом месяце радикальный вызов российской элите…. Путин и около 400 российских высокопоставленных лиц, включая главу „Роснефти“ Игоря Сечина, видели нашу программу „Рывок“», — рассказал The Daily Beast один из ее авторов, Юрий Крупнов.
«Кратко говоря, — отметила автор статьи, — это манифест и ультиматум: либо вы возвращаете все свои офшорные деньги обратно в Россию и инвестируете в развитие экономики, либо вам придется уйти». При этом «большая часть российской бизнес-элиты убеждена, что ничего существенного не произойдет, когда в феврале будут обнародованы детали санкций с именами друзей Путина, их семей и богатства. Правительство премьер-министра Дмитрия Медведева решило не принуждать компании переводить свои офшорные активы обратно на родину».
«После применения суровых мер против геев в Чечне свидетель этого вызвался дать показания, — сообщила The New York Times (16.10). — В понедельник Максим Лапунов, 30 лет, который был пойман при зачистке геев в Чечне весной прошлого года, предстал перед телекамерами в Москве с юристом, журналистом, который первым сообщил об этой истории в „Новой газете“, и представителями правозащитных групп. Он рассказал о том, что был брошен в автомобиль, незаконно удержан в подвале полицейского участка и избит мужчинами, требующими раскрыть личности других геев. Ему не было предъявлено никаких официальных обвинений. „Обвинения в мой адрес заключались в том, что я гей“, — сказалЛ апунов».
На пресс-конференции, организованной «Новой газетой» и «Хьюман райтс уотч», Лапунов заявил, что намерен использовать свои законные права и не планирует искать убежища за пределами России, как это сделали некоторые жертвы тех зачисток. «Я не хочу уезжать из России, — сказал он. — Я люблю свою страну. Я родился здесь. Я не хочу бежать из-за какого-то негодяя».
О том, «Как США проиграли войну в Сирии России и Ирану», рассказал Том О'Коннор в журнале Newsweek (13.10). «Когда США и их союзники в августе 2017 года начали, наконец, наступление в восточной сирийской провинции Дейр-эз-Зор с целью разгрома боевых отрядов «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. пер.), военная обстановка в Сирии очень сильно отличалась от начального этапа этого конфликта, разгоревшегося в 2011 году. Вмешательство Москвы в сирийский конфликт, а также рост влияния джихадистов в рядах повстанческих группировок вынудили США пересмотреть свои позиции и поставить перед собой новую неофициальную цель: остановить Иран. Соединенные Штаты подозревают, что Иран стремится создать в Сирии долгосрочный плацдарм и проложить международный коридор от Тегерана до Бейрута. И Вашингтон в связи с этим пытается воспрепятствовать таким действиям».
«Сирийский военный аналитик Ваэль аль-Хусейни говорит, что США и Россия борются за контроль над доходными нефтегазовыми месторождениями в Сирии. Он считает, что курды при поддержке США сумеют захватить целый ряд таких стратегических объектов. Но в конечном итоге они вернут их Асаду в рамках послевоенной договоренности, одним из условий которой может стать предоставление большей автономии курдам на севере», — отметил автор статьи.