Президент Владимир Путин открыто признает, что экономические санкции «наносят серьезный ущерб России». Введенные, в основном, в ответ на незаконную аннексию Кремлем Крыма в 2014 году, западные санкции стали главной темой российской внешней политики, и, возможно, именно они заставили Кремль вмешаться в американские президентские выборы 2016 года на стороне явного пророссийского кандидата Дональда Трампа. У Путина есть весьма веские причины для того, чтобы санкции были сняты. По некоторым данным, они «высосали из российской экономики способность двигаться вперед».
Но, может быть, они также высосали из России все ее жизненные силы? Есть основания полагать, что западные санкции, возможно, сбросили Россию вниз в демографическую пропасть.
Нечто необычное происходит в России в эти дни: россияне в 2017 году произвели на свет намного меньше детей, чем в прошлом году. Такого рода данные приводятся Госкомстатом, российским Федеральной службой государственной статистики. Если сравнивать количество рождений в месяц, то, несмотря на некоторые различия, можно сказать, что в прошлом году наметилась очевидная нисходящая тенденция. За последние 11 из 12 месяцев в России было отмечено рекордное сокращение количества рожденных детей в сравнении с предыдущим годом. В течение большей части 2017 года отмечается падение рождаемости на 10-15%. Так что же происходит в этой области?
В 2016 году в России было зарегистрировано 1 893 237 рождений и 1 887 907 смертей, и, таким образом, естественный прирост населения составил всего 5 330 человек, если не считать иммигрантов. В отличие от этого, за период с января по август 2017 года в России было зарегистрировано 1 131 543 рождений и 1 236 108 смертей, то есть чистое сокращение составило 104 565 человек. Если мы экстраполируем эти данные на весь год, то можно сказать, что в России будет зафиксировано всего 1 697 000 рождений и около 1 854 000 смертей, то есть население России в 2017 году сократится на 157 тысяч человек.
Конечно, при общем населении около 146 миллионов потеря 157 тысяч, практически, незаметна, а утверждение о том, что Россия движется вниз по смертельной спирали, будет необоснованным. Хотя Россия все еще отстает от своих европейских соседей, здоровье россиян сегодня лучше, и живут они дольше, чем в любой другой период в истории этой страны, и пока нет признаков того, что эти позитивные тенденции могут измениться. И это хорошая новость.
Однако особенно в свете этих постепенных улучшений следует, все же, объяснить, почему россияне вдруг стали иметь меньше детей. Наиболее вероятная гипотеза состоит в том, что причиной этого являются западные санкции. Причинная связь очевидна — экономические санкции сковали российскую экономику, а возникшая в результате бедность привела к тому, что все меньше россиян имеют детей. Подтверждений этому предостаточно — двойной шок от санкций Соединенных Штатов и Евросоюза, а также обвал глобальных цен на нефть, главного экспортного товара России, привели в 2015 году к сокращению российской экономики и уменьшению ВВП на 3,7%.
Кроме того, в это же время увеличилось бегство капитала, вырос бюджетный дефицит, а свободное падение рубля привело к более чем 50-процентной девальвации рубля по отношению к доллару. Еще более тревожным оказался резкий рост безработицы, а также неожиданное увеличение количество живущих за чертой бедности россиян — с 15,5 миллиона в 2013 году до 19,8 миллиона в 2016 году. Даже бывший министр финансов Путина Алексей Кудрин предсказывает продолжение экономических проблем из-за международных санкций.
Логично, что при подобных мрачных экономических перспективах российские семьи отказываются иметь больше детей. Альтернативное объяснение состоит в том, что это просто следствие долговременных демографических тенденций. Путинская Россия уже в течение некоторого времени находится на краю демографической пропасти, хотя в этом нет вины нынешнего правительства.
Когда коммунизм рухнул 25 лет назад, он потянул за собой не только Советский Союз, но и вызвал беспрецедентную демографическую катастрофу. В течение продолжавшейся целое десятилетие экономической депрессии в 1990-х годах, во время правления Бориса Ельцина, показатели смертности в стране резко увеличились. Продолжительность жизни у мужчин сократилась до 59 лет. Одновременно уменьшилась и рождаемость. В семьях стало меньше детей, поскольку родители не были в состоянии их обеспечить, что и привело к «спаду рождаемости» и резкому сокращению населения в течение почти всего периода 1990-х годов. Тогда родилось меньше девочек, что означает, что сегодня в наличии меньше потенциальных матерей, и в результате возникает естественное «эхо», которого демографы ожидали уже в течение многих лет.
Мы являемся свидетелями неизбежного и долгосрочного сокращения населения России, и в 2050 году она будет занимать всего лишь на 15-е место среди наиболее населенных стран — после Филиппин и Танзании. Сложно что-либо сказать по поводу избитой фразы «демография — это судьба»: надвигающийся на Россию демографический спад является весьма реальным. Однако есть основания полагать, что западные санкции ускорили движение России к этой пропасти.
Во-первых, российские и международные демографы, а также статистики, несомненно, хорошо знают свое дело. Достоверность долгосрочных прогнозов относительно численности населения достигла отметки в 94%, а когда они оказываются неверными, то часто это происходит из-за непредвиденных политических факторов, включая катастрофические войны или экономическую депрессию. Что касается ваших местных прогнозов погоды, то чем дальше они уходят в будущее, тем больше вероятность ошибки. Вот почему большой интерес представляют прогнозы, сделанные Госкомстатом и содержащиеся в опубликованном в 2016 году Демократическом ежегоднике России 2015.
Основываясь на общих показателях рождаемости и количества населения детородного возраста, специалисты этого ведомства сделали стандартные прогнозы («высокие», «средние», и «низкие») относительно изменения количества населения страны. Исходя из ситуации «бизнес как обычно», российские эксперты в области демографии в 2016 году пришли к выводу о том, что увеличение населения страны в 2017 будет колебаться в пределах от 108 300 человек до 492 тысяч человек, тогда как в среднесрочный прогноз показывал увеличение россиян на 331 тысячу человек.
Однако, как уже было сказано, в России в 2017 году будет зафиксировано сокращение населения на 157 тысяч человек. И даже краткосрочные стандартные прогнозы оказались неточными — реальное количество населения оказалось на четверть миллиона меньше, чем даже в самых пессимистичных прогнозах, и это говорит о том, что внешние факторы, в том числе продолжительная экономическая рецессия, приводят к сокращению населения в России.
Во-вторых, в последние годы Россия получила пользу от притока мигрантов, особенно из бывших республик советской Центральной Азии. Однако количество мигрантов в первой половине 2017 года оказалось на самом низком уровне с 2010 года, и их будет недостаточно для того, чтобы компенсировать естественную убыль населения. Эти показатели также свидетельствуют о том, что российская экономика, находящаяся под влиянием санкций, замедлила свое развитие. Причиной миграции являются политика и экономика, а не демография.
«Демография — важнейший вопрос, он определяет развитие страны на десятилетия вперед», — заявил недавно президент Путин. И он прав. Различие сегодня между оптимистичным и пессимистичным сценарием в 2035 году может составить около 13,5 миллиона россиян, и это всего лишь в нескольких президентских циклах. Представьте себе потенциал дополнительных 13,5 миллиона людей — больше налогоплательщиков, инноваторов, артистов и призывников.
Но есть и другая сторона — достижение устойчивого экономического роста становится все более сложным при постоянно сокращающемся населении. То, что мы наблюдаем в 2017 году в России, является началом долгосрочного демографического спада. Многое будет зависеть от того, насколько глубоким и быстрым будет это падение, и президент Путин, конечно же, это понимает.
В 2016 году один сотрудник Госдепартамента заявил: «Санкции не направлены на то, чтобы столкнуть Россию в экономическую пропасть». Однако он отметил, что краткосрочное давление «не принесет ничего хорошего россиянам». Поэтому немного парадоксальным представляется вариант, при котором вместо этого долгосрочные последствия введенных санкций, возможно, столкнут Россию в демографическую пропасть.