Веса-Матти Лахти (Vesa-Matti Lahti) написал книгу о жизни своего деда и амбициозной колонии «АИК Кузбасс», существовавшей в 1920-х годах.
Когда более ста лет назад европейские народы отправились в Америку, Старый Свет дал новому материку десятки миллионов человек. Туда отправились и 300 тысяч финнов, в основном — жители Северной Остроботнии, Лапландии и Аландских островов. Таким образом решалась и проблема перенаселенности.
Большая часть уехавших остались за океаном. Но были и такие беспокойные люди, которые по экономическим или политическим соображениям там не прижились и разъехались кто куда.
В книге «Сибирь зовет!» (Siperia kutsuu!) исследователь Веса-Матти Лахти рассказывает об одном весьма необычном направлении, по которому отправилась довольно большая группа американских финнов в 1920-е годы.
Они стали членами колонии «АИК Кузбасс», которая находилась в Южной Сибири недалеко от города Кемерово. Колония была основана вблизи угольного рудника и химического завода. «АИК» — это «Автономная индустриальная колония».
Идея создания колонии родилась в рядах международной рабочей организации «Индустриальные рабочие мира». Цель состояла в помощи и модернизации Советской России. В составе первопроходцев были синдикалисты, коммунисты и беспартийные.
Об идее сообщили Ленину, который воспринял ее с радостью и энтузиазмом, но поставил перед колонистами условия: они должны были выдержать все трудности, работать эффективно, подчиняться всем решениям и быть солидарными с советским народом. Этот документ подписал каждый колонист.
В Кузбасс предполагалось привезти шесть тысяч переселенцев. Однако в итоге их оказалось всего 600, из которых финнов было 150. Некоторые рабочие привезли с собой дорогие инструменты, даже тракторы.
Сделать успели много. Собранная Лахти информация дает многогранное представление о предприятии, амбициозных намерениях, некоторых руководителях и обычных работниках, о быте колонии.
Колония «АИК Кузбасс» была амбициозным промышленно-аграрным концерном, даже в большей степени, чем этого требовали идеи утопического коммунизма. В ней стремились организовать жизнь «на научной основе» и по справедливости. Производственные показатели шахты и завода, а также зарплаты рабочих стремительно росли. Культурное развитие поощрялось, работали театры и школы.
Некоторые стороны жизни члены колонии высмеивали. Над усложненной новой системой выплаты зарплаты иронизировали: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! А затем делитесь на 17 категорий!»
Финны были известны как неустанные труженики, как плотники, которые строили самые крепкие дома. Но, с другой стороны, они были известны и как изолированная группа, которая не знала языка. Спать они ложились уже в десять часов.
Колония «АИК Кузбасс» стала распадаться в 1926 году: начались ссоры, люди выдохлись. По словам Лахти, колония действовала вплоть «до окончания периода больших надежд в Советском Союзе, до того, как он скатился к тирании».
Он ссылается на начало безграничной власти Сталина, ведь тиран «замаячил» уже в 1917 году.
И, наконец, о людях. Дед Весы-Матти Лахти родился в городе Сомеро в 1894 году, и звали его Ричард Лахти (Richard Lahti). Он был эмигрировавшим в Америку «безбородым разнорабочим», который примкнул к группе первопроходцев Сибири.
Ричард Лахти усердно работал на полях Кузбасса в течение года, уехал весной 1923 года и летом уже трудился в Финляндии. Он прожил долгую жизнь в Сомеро и умер в 1978 году. Дневник путешественника стал хорошим подспорьем для его внука.