Российские агенты, намеревавшиеся посеять раздор среди американских граждан, распространили подстрекательские сообщения, просмотренные 126 миллионами пользователей социальной сети Facebook; они разместили более 131 тысячи сообщений в Twitter, а также загрузили свыше 1 тысячи видеоматериалов на принадлежащем компании Google сервисе YouTube. Все эти данные фигурируют в подготовленных перечисленными компаниями документах, оказавшихся в распоряжении газеты New York Times.
Эти компании, услуги которых находятся среди наиболее популярных в интернете, направили в понедельник в Конгресс детальные данные, и сделано это было накануне запланированных на этой неделе слушаний, посвященных вопросу о том, как третьи стороны использовали социальные сети и онлайновые службы для воздействия на миллионы американцев перед президентскими выборами 2016 года.
Новая информация выходит далеко за пределы того, что эти компании обнародовали в прошлом, а также указывает на масштабы усилий Кремля, направленных на то, чтобы добиться глубокого раскола в Соединенных Штатах, используя для этого американские технологические платформы, особенно Facebook. Многочисленные расследования по поводу российского вмешательства оказывают серьезное воздействие на первые десять месяцев президентства Трампа, а одно из них завершилось предъявлением в понедельник обвинения Полу Манафорту (Paul Manafort), бывшему главе избирательного штаба Трампа, а также некоторым других людям.
В своем подготовленном и направленном в Конгресс документе руководство Facebook сообщило о том, что непрозрачная и связанная с Кремлем компания Internet Research Agency разместила примерно 80 тысяч сеющих рознь сообщений, которые были просмотрены примерно 29 миллионами пользователей в период с января 2015 года по август 2017 года. Эти посты затем получали лайки, передавались другим пользователям, и в результате это послание было получено дополнительно десятками миллионов человек. Представители Facebook также сообщили, что ими было обнаружены и удалены более 170 аккаунтов в приложении для обмена фотографиями Instagram; с помощью этих аккаунтов было размещено около 120 тысяч единиц связанного с Россией контента.
Ранее представители Facebook опубликовали данные о том, что компания Internet Research Agency разместила рекламные сообщения на сумму свыше 100 тысяч долларов. Связанные с Россией посты представляли собой «коварные попытки разобщить людей», — подчеркнул в своих предварительных замечаниях Колин Стретч (Colin Stretch), главный юридический советник Facebook, который также выступит на предстоящих слушаниях. По его словам, эти посты «вызывают глубокую озабоченность». Он считает, что они сфокусированы на таких вопросах как раса, религия, право на владение оружием, а также на проблемах, связанных с геями и трансгендерами. Компания Facebook, «решительным образом настроена на то, чтобы не допустить повторения подобной ситуации», — добавил он.
Кроме того, новая информация позволяет понять, когда руководство Facebook узнало о российском вмешательстве в работу этой платформы. Еще до выборов, проходивших 8 ноября, служба безопасности Facebook обнаружила угрозы в адрес сотрудников главных американских политических партий, а исходили они от группировки под названием APT28, которую американские правоохранительные органы ранее связывали с операциями российской военной разведки.
Представители Facebook также подчеркнули, что связанные с Россией посты составляют очень незначительное количество контента в сравнении с миллиардами постов, которыми пользователи этого сервиса обмениваются каждый день с помощью Ленты новостей (News Feeds). В период с 2015 года по 2017 год жители Соединенных Штатов имели возможность прочитать более 11 триллионов постов, размещенных на «Страницах» (Pages) в Facebook.
В своем специально подготовленном заявлении представители Twitter отметили, что в период с сентября по ноябрь 2016 года ими было обнаружено более 2700 аккаунтов, связанных с компанией Internet Research Agency. На этих аккаунтах, работа которых в настоящее время приостановлена, в указанный период было размещено около 131 тысячи сообщений.
Помимо активности компании Internet Research Agency сотрудники Twitter обнаружили также 36 тысяч автоматизированных аккаунтов, с помощью которых за три месяца было размещено 1,4 миллиона связанных с Россией сообщений. По данным представителей Twitter, они получили приблизительно 288 миллионов просмотров.
По данным руководства Twitter, 1,4 миллиона связанных с Россией и с выборами твитов составляют менее трех четвертых процента от всех относящихся к выборам сообщений этого периода.
Представители компании Google в своем подготовленном заявлении отметили, что компания Internet Research Agency приобрела рекламные места и на их сервисах, а также создала свои каналы на портале YouTube для загрузки коротких видеоматериалов, относящихся к таким вызывающим разногласия социальным вопросам как работа правоохранительных органов, расовые отношения и Сирия. По данным Google, сотрудниками компании было обнаружено 18 каналов, которые, судя по всему, были связаны с российскими агентами, размещавшими политические видеоматериалы на портале YouTube. В общей сложности с помощью этих аккаунтов — в настоящее время их работа приостановлена — в период с 2015 года по лето 2017 года было загружено более 1100 видеоматериалов, общая продолжительность которых составила 43 часа. По словам сотрудников Google, эти видео, в целом, имели незначительное количество просмотров, а общее их число в период с середины 2015 года по конец 2016 года составило 309 тысяч. Лишь 3% этих видеоматериалов получили более 5 тысяч просмотров, и в них не было обнаружено свидетельств того, что работа указанных аккаунтов была направлена непосредственно на американских пользователей, сообщили представители Google. Руководство этого гигантского интернет-поисковика также подтвердило ранее опубликованные сообщения о том, что компания Internet Research Agency приобрела у Google поисковую и графическую рекламу (display ads). Всего было приобретено рекламных объявлений на сумму 4700 долларов, однако ни одно из них не было предназначено для пользователей с учетом их политических предпочтений, хотя такой инструмент был добавлен Google перед выборами.
«Мы обнаружили лишь ограниченную активность на наших сервисах, но мы продолжим работу в целях полного ее прекращения, потому что любое количество вмешательства является неприемлемым», — подчеркнули Ричард Сальгадо (Richard Salgado), директор по вопросам информационной безопасности, и Кент Уокер (Kent Walker), главный юридический советник компании Google. В соответствии с существующими планами, эти два человека будут давать показания в разных комитетах во вторник и в среду.
Для Facebook, Google и Twitter обнаружение распространения российского влияния с помощью своих сайтов стало серьезным разочарованием. Эти компании в течение долгого времени позиционировали себя в качестве распространителей информации, а также как инструмент для установления контактов между людьми — и все это с позитивными целями. Теперь они должны разбираться с тем, что российские агенты используют их технологии именно так, как и они и должны использоваться, — но со зловредными намерениями.
Подобная ситуация привела к острым спорам внутри этих компаний. Так, например, для Facebook проблема состоит не в том, чтобы просто найти связанные с Россией «Страницы» и удалить определенный контент. Руководители этой компании обеспокоены тем, что ограничение свободы слова для неамериканских пользователей может создать прецедент в этой социальной сети. Их беспокоит и то, что подобные ограничения могут быть использованы в будущем против других групп.
Поэтому сотрудники Facebook сосредоточили свое внимание на вопросах аутентичности — или на том факте, что российские компании не идентифицируют себя как таковые, — а также на возможности использовать это обстоятельство для закрытия аккаунта.
«Многие из указанных рекламных объявлений не противоречат нашей политике в области контента, — отметил ранее в этом месяце в блоге компании вице-президент по политике и коммуникациям Элиот Шраге (Elliot Schrage). — Это означает, что большинство из них, если они, конечно же, ведутся аутентичными личностями, смогут остаться на нашей платформе». Ранее в этом месяце сенаторы Эми Клобушар (Amy Klobuchar) и Марк Уорнер (Mark Warner) представили двухпартийный законопроект, требующий от интернет-компаний идентификации тех, кто оплачивает политические рекламные объявления на принадлежащих им платформах.
Компания Facebook продвигает свою политику, направленную на более широкое раскрытие данных о тех, кто размещает рекламные объявления, пытаясь таким образом опередить этот двухпартийный законопроект. На прошлой неделе руководство Facebook начало внедрение новых инструментов, позволяющих установить, кто оплачивает рекламу. Кроме того, она планирует создать открытую для общественности базу данных о закупаемых в этой социальной сети рекламных объявлениях.
Помимо этого, руководство Facebook намерено усилить контрразведывательную работу и принять дополнительные меры в области безопасности. По словам представителей Facebook, ее сотрудники вместе с Twitter, Google и другими компаниями работают над тем, чтобы получить возможность замечать на более раннем этапе серьезные угрозы, и, кроме того, будет продолжена координация работы с правоохранительными органами, когда это необходимо. По словам представителей Facebook, эта компания в октябре 2016 года закрыла 5,8 миллиона фейковых аккаунтов, а также удалила 30 тысяч аккаунтов, с помощью которых предпринимались попытки оказать влияние на состоявшиеся в этом году выборы во Франции.
Представители Google также сообщили о своих планах по увеличению транспарентности в области политической рекламы. Эта компания готовит к публикации годовой отчет, в котором будут содержаться сведения о том, кто покупает политическую рекламу и сколько денег на это тратится.
Руководство Google планирует также создать доступную для общественности базу данных, где будут храниться сведения о политической рекламе, размещаемой в приложении AdWords — например, о поисковой рекламе (web search ads), — а также на портале YouTube. С помощью доступной ссылки в самом рекламном объявлении можно будет идентифицировать того, кто размещает политическую рекламу.
Однако, по мнению руководителей Google, они не намерены предпринимать какие-либо дополнительные меры против финансируемого государством российского новостного телеканала RT, который смог создать огромную онлайновую аудиторию на портале YouTube. Американское разведывательное сообщество называет RT «главным международным пропагандистским телеканалом», однако, по словам представителей Google, деятельность этого российского телеканала не противоречит проводимой политике, и он не злоупотребляет службами компании.
В отличие от этого, представители Twitter сообщили на прошлой неделе о том, что они запретили RT и финансируемому Кремлем новостному агентству Sputnik размещать рекламу на своем сервисе.