В Латвии годовщина т.н. Великого Октября (которая отмечается 7 ноября по новому стилю) осталась почти незамеченной. Об этой дате свидетельствовало всего лишь несколько комментариев в газетах и включение связанных с событиями того времени фильмов в программу местных телеканалов. Регулярное упоминание Великой революции понемногу исчезает даже на пространстве бывшего СССР.
Из бывших советских республик 7 ноября как официально отмечаемая дата остается только в Белоруссии и Киргизии. Даже в России с 2015 года 7 ноября больше не официальный праздничный день. Однако в России столетие Октябрьской революции, по меньшей мере, в пространстве официальных СМИ ознаменовалось концептуально новой установкой о том, как в современной России будут интерпретироваться события этой революции.
Новую интерпретацию Октябрьской революции обозначила премьера сериала «Демон революции» на телеканале «Россия». Сериал режиссера Владимира Хотиненко с выдающимся актером Евгением Мироновым в главной роли (Владимира Ленина) посвящен предыстории революции, событиям 1915-1917 годов. Правительство Германии, осознав, что воюя на два фронта, оно проиграет Первую мировую войну, решило победить противников, оказав помощь в обострении внутренних противоречий в России. Правительство Германии начало поддерживать оружием и деньгами революционеров, целью которых было свержение российского царя. Деньги от правительства Германии согласились получать победители будущей революции — партия большевиков во главе с Лениным. Деньги и оружие были даны в обмен на обещание, что в случае победы революции Россия выйдет из мировой войны, что будет заключен односторонний мирный договор между Россией и Германией, который позволит Германии продолжать войну только против Англии и Франции. Между прочим, после победы Октябрьской революции в 1917 году одним из первых шагов нового правительства было заключение перемирия с Германией в 1918 году и выход России из мировой войны. Фактически большевики во главе с Лениным действовали как купленные воюющим против России государством агенты. К тому же, правительство Германии позволило российским политикам, в частности, Ленину, во время войны проехать через территорию своей страны и помогло таким образом лидерам большевиков попасть из нейтральной Швейцарии в охваченную пламенем революции Россию (именно об этой поездке сюжет заключительных серий фильма).
Для знатоков истории в такой интерпретации предшествовавших Октябрьской революции событий нет ничего нового. На эти события в своем произведении «Красное колесо» указывал выдающийся российский писатель Александр Солженицын (1918-2008). Но во времена СССР работы Солженицына были запрещены, а экземпляры тех газеты, которые выходили летом 1917 года и в которых Ленин открыто обвинялся как германский шпион, в СССР хранились в секретных хранилищах как самая большая государственная тайна.
Большие перемены, которые явно обозначились в России в этом году, — нелицеприятная правда о закулисье большевистского переворота демонстрируется на крупнейших российских телеканалах в самое лучшее эфирное время, и о ней напоминают главные политические комментаторы ведущих телеканалов России Дмитрий Киселев, Владимир Соловьев и др.
Похоже, т.н. пропагандистам Кремля дана команда: не скрывать правду о большевистском перевороте. Согласно новой интерпретации, октябрьской переворот совершили враги России, которые были охвачены идеей создания коммунистической утопии. В результате российская революция изменила историю не только России, но и всего мира, ввергла Россию в беспрецедентный экономический и социальный эксперимент, который принес неизмеримую разруху и страдания всей России в 20-м веке.
Вторая мировая война (по российской терминологии — Великая Отечественная война) в современной России считается неприкосновенной и ограниченной многими табу темой, а запреты с темных страниц Октябрьской революции сняты. Теперь Октябрьский переворот интерпретируется как фатальное несчастье, которое не позволило России стать одним из экономически сильнейших государств мира еще в начале 20-го века.
В соответствии с новой концепцией, российский император Николай II из кровавого царя превращен в святого мученика. Русская православная церковь Николая II даже официально возвела в ранг святых. Шумиха вокруг исторического фильма Алексея Учителя «Матильда», когда прозвучали призывы запретить эту картину еще до окончания ее создания, обозначили переход к новой концепции. Российский император, правитель России в фильмах должен изображаться как божественная персона, свободная от человеческих страстей и грехов.
Можно сделать вывод, что нынешние процессы знаменуют отказ российской власти от пережитков советского идеологического наследия. К сожалению, щедро оплачиваемые дилетанты, которые в финансируемых из бюджета НАТО и различных государств структурах выдают себя за экспертов по вопросам России, продолжают повторять мантру, выискивая сходства между Кремлем 21-го века и геополитикой СССР. Пока псевдо-эксперты цепко держатся за прошлое, в России определенные очертания приобретает направление, которое можно обозначить как возрождение российской имперскости.
Похоже, проводятся предварительные работы для того, чтобы советский интернационализм заменить официальной русскостью. Обязательным элементом советских идеологических традиций был официально продекларированный (довольно помпезный и формальный) интернационализм. Замена интернационализма на российскую имперскость может означать важное изменение отношения к соседним странам и русскоязычной диаспоре в мире. Это может означать, что в будущем Кремль будет поддерживать не любое проявление русского языка и культуры в других странах, а поддержка будет оказываться только тем, кто напрямую поддержит приоритеты интересов России.
Какое из идеологических направлений — советский интернационализм или возрождающаяся российская имперскость — опаснее для соседей России, мы поймем, как только будут видны первые проявления реальной политики нового идеологического направления.