В первой статье этого цикла мы показали, что ОУН-УПА (деятельность организации запрещена в РФ — прим.ред.) можно рассматривать как полноценную фашистскую организацию. Вопреки легенде украинского национализма, разрыв с нацизмом, ничего не изменил в идеологии ОУН, скорее, наоборот: большая часть преступлений УПА была совершена уже после 30 июня 1941 года.
Во второй части мы рассмотрим попытку дефашизации украинского национализма Андреем Мельником и посмертную победу Степана Бандеры благодаря Ярославу Стецько и СУМ. Появление на североамериканском континенте элементов ОУН(б) повлекло за собой сильнейший подъем радикальных настроений в украинской общине.
В настоящей статье будет главным образом рассмотрена украинская диаспора в США, однако схема работает со всеми другими странами и в частности с Канадой.
Украинский национализм во время холодной войны: 1947-1991
Маргинализация бандеровцев:
Раскол между ОУН(б) во главе со Степаном Бандерой и ОУН(м) Андрея Мельника начался еще во время Второй Мировой войны, но еще больше усилился после ее окончания. В 1947 году Андрей Мельник сформировал Украинский национальный совет, который представлял собой правительство в изгнании Украинской народной республики. Он включал в себя основные украинские политические партии и, как отмечалось в предыдущей статье, пошел по пути относительной демократизации.
В этот момент основными бандеровскими объединениями были Организация защиты четырех свобод на Украине (Organisation for the defense of four freedoms in Ukraine, ODFFU), Союз украинской молодежи Америки (СУМА), женская ODFFU и Студенческая ассоциация Миколы Михновского. Все они входили во Фронт освобождения Украины.
Сторонники Мельника собрались в Организации за возрождение Украины (Organization for the Rebirth of Ukraine). Она была сформирована в 1930 году и до войны носила откровенно пронацистский характер. После войны она осталась верна Мельнику, несмотря на трения его последователей с бандеровцами.
После выхода из УНС в 1950 году бандеровцы оказались на периферии диаспоры. Их деятельность сосредоточилась главным образом на Европе. 15 октября 1959 года Степан Бандера был убит в Мюнхене. Пять лет спустя Андрей Мельник скончался в Кельне.
Возрождение бандеровского движения и закат идеологии Мельника
Ярослав Стецько был правой рукой Бандеры и стал главой ОУН(б) в 1945 году. В 1946 году он сформировал Антибольшевистский блок народов и возглавлял его до самой смерти в Мюнхене в 1986 году. Он вел борьбу с коммунизмом, усилил влияние бандеровцев в украинской диаспоре и посвятил всю жизнь реабилитации Степана Бандеры. В 1950-х годах его борьба открыла перед ним множество дверей, как в ЦРУ, так и среди американских республиканцев. Своими действиями он связал образ бандеровского движения с борьбой с коммунизмом и за освобождение Украины, которая была заложена в фундамент украинской общины. С конца 1980-х годов и начала распада СССР на смену объединяющей антикоммунистической тематике пришел «голодомор».
Будущее бандеровского движения: СУМ
Основная причина возрождения «бандеризма» связана в первую очередь с демографией. В послевоенный период, когда Мельник начал демократизацию украинского национализма и отход от тоталитаризма (его символизировал Бандера), диаспора включала в себя представителей первых (1870-1914) и вторых (1919-1925) волн украинских иммигрантов. Если вторая волна посеяла семена национализма и постепенно подтолкнула диаспору к ярко выраженной поддержке нацизма в Северной Америке, третья волна принесла с собой бандеризм.
В 1945 году порядка 100 000 украинцев оказались в Германии в лагерях беженцев. По подписанным в Ялте соглашениям, любой человек советского происхождения, оказавшийся за границей после 1 сентября 1939 года, должен был быть принудительно репатриирован в СССР.
В тот момент украинская диаспора выпустила обращение к американскому руководству в стремлении изменить его отношение к участи беженцев. В результате президент Трумэн подписал 25 июня 1948 года Акт о перемещенных лицах, который создал условия для иммиграции беженцев в Америку. С 1947 по 1955 год в США прибыли не менее 200 000 украинских мигрантов.
Кем они были? В 1947 году в лагерях беженцев на территории Германии и Австрии оказались 250 000 украинцев, по большей части сочувствующих УПА. Бандеровцы активно распространяли в них свою идеологию, поскольку стремились взять под контроль диаспору. В ходе допросов они представляли себя героическими борцами с нацистами и коммунистами, чье благородное дело было «опорочено» «пропагандой Москвы». Бандера не упускал случая, чтобы заявить, что нацисты схватили его и удерживали в Заксенхаузене (только вот он не уточнял, что немцы освободили его в сентябре 1944 года для борьбы с советскими силами). После войны они начали борьбу с его движением «не только за Украину, но и за всю Европу». Здесь стоит отметить, что ревизионизм украинского национализма уходит корнями в 1945 год, и что эта фраза звучит как заявления Порошенко…
Семьи третьей волны иммиграции отправили детей в Союз украинской молодежи, который сыграл ключевую роль в возрождении бандеризма. Все это представляет собой имитацию прошлых тоталитарных структур («Гитлерюгенд» в Германии, «Батилла» и «Авангардисты» в Италии). В ОУН(б) поняли, что идеологическая обработка молодежи — залог будущей победы.
Первые памятные мероприятия 15 октября (день убийства Бандеры) начали проводиться ветеранами УПА и членами Союза Украинской молодежи (СУМ) с 1960 года в большинстве крупных городов Северной Америки, а также Лондоне и Мюнхене. На десятилетнюю годовщину смерти Бандеры в Мюнхен отправились 200 членов СУМ.
Пример лагеря СУМ в Элленвилле
В 1957 году Андрей Мельник выступил с идеей всемирного съезда всех ассоциаций диаспоры. Его проект реализовался в 1967 году с зарождением Всемирного конгресса свободных украинцев, который в 1993 году был переименован во Всемирный конгресс украинцев. В ВКУ утверждают, что отстаивают интересы всех украинцев, однако на самом деле доминирующее положение в нем принадлежит североамериканским ассоциациям.
Бандеровцы берут под контроль украинские представительные организации
С 1970-х годов поколения детей, которые были воспитаны СУМ, чтобы стать лидерами общественного мнения, вступили во взрослую жизнь и начали идеологическую борьбу.
В 1980 году все это воплотилось во взятии Фронтом освобождения Украины контроля над Украинским комитетом конгресса Америки (Ukrainian Congres Commitee of America). В ответ несогласные с бандеризмом члены украинской общины сформировали в 1983 году Украино-американский координационный совет, который сначала находился в большинстве. Тем не менее с течением лет его влияние ослабло, и он сам оказался в меньшинстве. Предоставим возможность сделать вывод Мирону Курополасу: «Пусть ОУН(б) и народилась чуть ли не на последнем издыхании в Северной Америке, ей удалось заполучить руководство в Конгрессе украинцев Америки и Всемирном конгрессе Украинцев.
Вне зависимости от нашего отношения к ней, она смогла завоевать наше уважение. Бандеровцы со всеми своими станциями, банкетными залами и финансовыми институтами представляют собой опасную силу. Хотя они находятся на периферии украинской политической сцены, забывать о них опасно. Что касается ОУН(м), ее будущее мрачно» (The Ukrainian Weekly, February 6, 2000).
К началу 1990-х годов украинские националисты взяли диаспору под полный контроль, а в американском правительстве осознали, что вскормленное ими чудовище представляет реальную угрозу для стабильности региона. 1 августа 1991 года в знаменитой речи «Котлета по-киевски» (написана Кондолизой Райс) Буш-старший под влиянием Горбачева выступил против независимости Украины в стремлении уберечь ее от «националистического самоубийства». Как бы то ни было, месяц спустя Украина провозгласила себя независимым государством…
«Свобода — вовсе не то же самое, что независимость. Американцы не станут поддерживать тех, кто стремится к независимости, чтобы заменить далекую тиранию близким деспотизмом. Они не станут помогать тем, кто продвигает самоубийственный национализм, основанный на этнической ненависти».
В следующей статье мы рассмотрим роль украинской диаспоры в провозглашении независимости Украины.