Одним из важнейших событий, произошедших на пространстве Евразии в последние месяцы, стало соглашение, достигнутое между Турцией и Российской Федерацией по вопросу о покупке ракет С-400. В силу стратегического значения этого соглашения и ввиду того, что С-400 являются одними из самых современных систем вооружения, региональные и глобальные державы тоже внимательно следят за ходом этой сделки. Каковы особенности С-400 и действительно ли это соглашение можно будет претворить в жизнь?
Система противоракетной обороны С-400, которая с 2007 года вошла в число передовых вооружений ВС России, была произведена с целью уничтожения всех современных средств воздушно-космического нападения. По мнению западных экспертов, С-400 наряду с другими системами играет определяющую роль в новой концепции ВС России, известной на Западе как «Зона запрета доступа». Согласной этой концепции, силы НАТО не могут находиться поблизости данной зоны без угрозы нанесения им ущерба. С-400, которые могут обнаруживать угрозу на расстоянии до 600 километров, способны поражать баллистические цели на дальности до 60 километров, аэродинамические цели на дальности до 400 километров, а также низколетящие цели на высоте от пяти метров (американский комплекс Patriot способен поражать цели только на высоте не менее 100 метров). Эти системы, которые могут уничтожать цели, летящие со скоростью 4,8 километра в секунду, в настоящее время размещены во всех военных округах России в составе 40 дивизионов, а также на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. Помимо этого, Москва продала и поставила С-400 Китаю (апрель 2017 года). Известно, что Индия и Саудовская Аравия тоже ведут переговоры с Россией о покупке этих ракет. Россия, обладающая значительной долей на мировом рынке вооружений, только начинает экспортировать С-400 в другие страны прежде всего потому, что с 2018 года на вооружение российской армии поступят С-500, усовершенствованный вариант С-400. Например, продажа С-300 в другие страны тоже осуществлялась после начала производства С-400. Иными словами, Москва не склонна продавать имеющиеся у нее вооружения, не создав более современные системы.
Еще одна особенность, связанная с экспортом такого рода российских вооружений, состоит в том, что Россия не дает электронные пароли (коды), обеспечивающие доступ к их внутренним системам, все работы по обслуживанию и ремонту осуществляют российские специалисты. Хотя в Турции это обстоятельство вызывает возражения, по словам российских официальных лиц, эта практика действует не только применительно к С-400, которые будут проданы Турции, это правило применяется в отношении всех стран. И США, и Россия при продаже таких видов вооружения ставят условием, что покупающая сторона не «разбирает их на винтики», не передает третьим странам, не обслуживает самостоятельно. Следует заметить, что Китаю, который «на данный момент» является союзником России, С-400 были проданы на аналогичных условиях. Поэтому уже сейчас можно сказать, что, если Турция, член НАТО, и проявит настойчивость в этом вопросе, Кремль не пойдет на уступки, а «совместное производство», которое, как утверждается, может иметь место на дальнейшем этапе, не состоится.
Поставка первых С-400 планируется примерно в течение двух лет. Еще в конце сентября было объявлено, что Турция внесла авансовый платеж. Вместе с тем стороны продолжают делать осторожные и уклончивые заявления, говорят, что поставка будет осуществлена только в течение двух лет, и это наводит на мысль о том, что стороны могут отказаться от соглашения. Причиной могут послужить как споры внутри стран на эту тему, так и реакция НАТО. Кроме того, на реализацию соглашения по С-400 также повлияет то, как в дальнейшем Турция будет развивать свои отношения с Россией и западным миром. С другой стороны, при экспорте такого рода вооружений довольно часто бывает так, что, несмотря на достигнутое соглашение, до покупки дело не доходит. Москва неоднократно по разным причинам приостанавливала, откладывала и даже отменяла продажу С-300 в Иран, Сирию и другие страны.
В то время как в Турции обсуждается возможность обеспечения совместимости покупаемых у России вооружений с существующими системами, часть российских экспертов полагают, что Турции, которая еще два года назад сбила российский самолет, не нужно продавать такие вооружения, эти технологии могут попасть в руки НАТО, и все это представляет угрозу для безопасности России. Однако в России также есть эксперты, которые поддерживают продажу С-400 Турции. По их мнению, с помощью этого шага Москва фактически обзаведется «троянским конем» внутри НАТО, нанесет удар целостности альянса, продаст вооружения еще одной стране — члену НАТО, помимо Греции, и получит важное превосходство над США на рынке вооружений (доля США в мировой торговле оружием — 33%, России — 25%). В этой связи продажа С-400 Саудовской Аравии и Индии также представляет колоссальное значение для России, поскольку эти две страны опережают все остальные страны мира по импорту вооружений (Индия покупает 14% продаваемых в мире вооружений, Саудовская Аравия — 7%). Следовательно, причина, по которой Запад, прежде всего США и НАТО, выступает против покупки Турцией С-400, связана не только с беспокойством потерять Турцию, но и в то же время с вероятностью отстать в борьбе на мировом рынке вооружений и конкуренции НАТО — Россия.
В то же время можно сказать, что и Россия, и Турция используют соглашение по С-400 как козырь в своих отношениях с Западом. Эта сделка может, с одной стороны, ускорить покупку американских ракет Patriot (это желание и запрос Турции сохраняется), с другой — обеспечить выполнение обещания ЕС, связанного с оказанием финансовой помощи для сирийских беженцев. Москва же пытается использовать каждую возможность, чтобы избавиться от санкций, которые Запад против нее применяет. Поэтому, несмотря на достигнутое соглашение и заплаченный аванс, сделка по С-400 может расстроиться в зависимости от позитивных событий в отношениях Турции с Западом и России с Западом.
На судьбу соглашения по С-400 также способен повлиять ход развития турецко-российских отношений. В последние месяцы мы видим, что практически все следы самолетного кризиса стираются. Даже по таким спорным вопросам, как покупка томатов и визовый режим, проблемы, кажется, останутся позади. Сирийский вопрос в последнее время стал одним из важных направлений, по которым реализуется турецко-российское сотрудничество. Однако следует заметить, что этот вопрос также потенциально способен негативно повлиять на отношения двух стран. По мере приближения к конечным целям в сирийском вопросе, сотрудничество между двумя странами может превратиться в конкуренцию. В этой связи главный вопрос, выходящий на передний план, — роль, которую возьмет на себя Партия «Демократический союз» (PYD) в этом процессе и в новой Сирии. Опять же крымский вопрос тоже продолжает входить в число проблемных тем с точки зрения двусторонних отношений. Более того, можно видеть, что обе эти темы Москва и Анкара используют как козырь друг против друга. В то время как Анкара иногда поднимает на повестке дня крымскую тему, Москва, в свою очередь, разыгрывает курдскую карту. Хотя пока эти вопросы не вызывают серьезных разногласий в турецко-российских отношениях, в целом Сирия и Крым — это проблемы, которые способны повлиять не только на судьбу сделки по С-400, но и на будущее турецко-российского сотрудничества, и, пожалуй, даже сыграть определяющую роль. Следовательно, хотя большое значение с точки зрения турецко-российских отношений имеет скорейшее решение этих проблем, в ближайшее время это едва ли может произойти.
Таким образом, сегодня С-400 лидируют среди самых передовых оборонительных систем. Россия начала экспорт С-400 в силу того, что она готовится запустить производство усовершенствованного варианта этих вооружений. В то время как Индии и Саудовской Аравии, кажется, ничто не мешает вслед за Китаем приобрести С-400, о Турции нельзя сказать то же самое. Членство Турции в НАТО, невозможность обеспечить совместимость С-400 с существующей системой обороны, многоплановое политическое измерение проблемы, которое мы попытались описать выше — все эти факторы осложняют претворение этой сделки в жизнь. Вместе с тем фактический результат определят не столько эти факторы, сколько то, как Турция в ближайшие месяцы будет развивать свои отношения с Западом и Россией.