Еще одним признаком стратегических изменений в регионе Северной Африки стало желание Марокко совершить покупку российских систем С-400 в целях диверсификации своих военных активов. Страна следит за региональными и международными событиями, и хочет быть к ним готовой.
Известная зенитная ракетная система была разработана концерном «Алмаз-Антей» и принята на вооружение в Алжире, Саудовской Аравии и Турции.
Российско-марокканские переговоры о приобретении противоракетных батарей и самолетов увенчались соглашением Рособоронэкспорта, достигнутым в ходе официального визита российского премьер-министра Дмитрия Медведева в Марокко 11 октября. По итогам визита было подписано 11 соглашений, касающихся сельского хозяйства, образования, туризма, энергетики, а также укрепления военного сотрудничества.
Военный эксперт Абдель Рахман Маккави считает, что скорее всего приобретение Марокко систем противовоздушной защиты будет российским решением, направленным на создание своего рода военного баланса в Северной Африке между Марокко и Алжиром. Эксперт добавил, что подобный сдвиг будет иметь политические аспекты. Так, Россия не забыла предательство Алжира, который удвоил добычу газа и свой экспорт в Европу после европейских санкций в отношении России, и то, что сказал покойный Ахмед Осман: «Сердце Алжира находится в России, но его деньги — в Европе».
В интервью Akhbar Al Yaum Маккави отметил, что сближение между Марокко и Россией основывается на ряде общих интересов, в том числе касательно военной ситуации в Северной Африке. Он добавил, что ход предстоящих войн в Северной Африке будет зависеть от ракет дальнего действия, беспилотных летательных аппаратов и средств противовоздушной защиты.
Это не первый раз, когда Марокко обращается к России по поводу приобретения военной техники. Так, к примеру, ранее российские и американские СМИ опубликовали сообщения о военном соглашении между двумя странами, предметом которого является приобретение Марокко российской подводной лодки «Амур 1650». Возможность заключения этой сделки обсуждалась с 2013 года. Также говорилось о приобретении механизмов технического обслуживания подводной лодки и обучении управлению ею марокканской военной команды, — все это в рамках долгосрочного двустороннего соглашения об укреплении военного сотрудничества между двумя странами.