Немецкая блокада Ленинграда была кошмаром для жителей и защитников города. Среди последних был и Андерс Густавссон (Anders Gustavsson) из Твоокера. Он сохранял верность Советскому Союзу и коммунизму до самой своей смерти.
Как и в современной России, в Советском Союзе Вторую мировую войну называли Великой Отечественной. Сначала Сталин и Гитлер заключили пакт (Молотова-Риббентропа), но потом стали врагами. Вероятно, хуже всего, что советскому народу довелось пережить во время войны, была 900-дневная блокада Ленинграда (1941-1944), жертвами которой, по подсчетам, стали более двух миллионов человек, как гражданских, так и военных.
Среди героических защитников Ленинграда был уроженец Халланда (провинция на юго-западе Швеции — прим. ред.) Андерс Густавссон (1899-1990). Он родился на хуторе Мосса в Твоокере и вырос в бедности и тяготах.
Когда в 1917 году разразилась русская революция, Андерсу было 18, и он служил учеником типографа в газете в Фалькенберге. Он вел активную деятельность как коммунист. В 1925 году появилась возможность за счет партии поехать на учебу в Советский Союз. И Андерс остался там на всю жизнь.
Когда началась война и немцы оказались на подступах к Ленинграду, 42-летний Андерс из Халланда был откоммандирован в ряды защитников города. Стоял страшный мороз, люди голодали, немцы перекрыли все пути поставок продовольствия и при этом бомбили город.
Ленинград превратился в настоящий ад на земле, с которым ничто не могло сравниться. То, что русским удалось выстоять и не сдать город немцам, сейчас считается одним из величайших подвигов той мировой войны.
А офицера Андерса Густавссона в 1942 году перевели из осажденного города под Сталинград на юге России, где разворачивалось другое великое столкновение Германии и Советского Союза. Некоторые говорят, что именно Сталинградская битва, которая продлилась полгода, и стала поворотным моментом войны для немцев.
Товарищ Густавссон из Твоокера воевал до самого последнего дня весной 1945 года. А сразу после войны он отправился в местечко на территории нынешнего Казахстана, где, как он узнал, жила в эвакуации жена с дочерьми. К несчастью, выяснилось, что его любимая Людмила скончалась уже некоторое время назад. Но дочери были живы.
После войны товарищ Густавссон стал преподавать язык в университете в Ленинграде. Он снова женился, родился еще один ребенок.
Советский Союз был закрытой страной, и мало кто из советских граждан имел возможность выезжать за рубеж. Однако Андерс Густавссон несколько раз посетил родные места в Халланде, например, в 1981 году. Тогда Май Вексельманн (Maj Wechselmann) взяла у него интервью на радио.
Всю жизнь Андерс Густавссон был твердо убежден в том, что коммунизм — единственная истина и единственно правильное учение. Он скончался в 1990 году, так что ему не пришлось пережить распад Советского Союза годом позже. Последний приют он обрел на родине — в Халланде, на кладбище Стафсинге.