СМИ отмечают, что провал канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel) на переговорах по формированию коалиционного правительства угрожает стабильности не только самой Германии, но и Европы в целом. За 12 лет правления позиции Меркель, которую международные издания называют «одним из столпов Европы», «символом процветания» и «защитницей западного либерализма», еще не были так слабы. Как отмечает в своей книге «Ангела Меркель: политический НЛО» («Angela Merkel, el ovni político») журналистка Марион Ван Рентергем (Marion Van Renterghem), до выборов у наблюдателей даже не возникало сомнений в победе Ангелы Меркель. Интрига заключалась лишь в том, кто станет ее союзником.
По мнению международной прессы, причиной отказа лидера Свободной демократической партии Германии (СвДП) Кристиана Линднера (Christian Lindner) войти в коалиционное правительство ХДС/ХСС и партии «зеленых» стала миграционная политика Ангелы Меркель. С одной стороны, гуманистическая позиция лидера ХДС была с одобрением воспринята частью электората. С другой — оппоненты и недоброжелатели канцлера воспользовались притоком беженцев для увеличения собственного политического веса.
Существует несколько вариантов выхода из правительственного кризиса. Можно создать правительство меньшинства или попытаться убедить СДПГ вернуться в большую коалицию. А можно назначить новые выборы. Но необходимо помнить: уход «Мутти», как Меркель ласково называют сами немцы, несет угрозу для Европы.
«Европа переживает эпоху тяжелых политических потрясений: Brexit, избрание Дональда Трампа (Donald Trump), свертывание демократических процессов в Польше и Венгрии, вмешательство России», — пишет The New York Times. В такой ситуации провал Меркель на переговорах по коалиции грозит Европе и всему западному миру длительным периодом нестабильности. По мнению американского издания, прошедшие выборы показали, что несмотря на сильную экономику, Германия все-таки уязвима.
Политический популизм и подъем ультраправого движения — еще один фактор нестабильности немецкого общества. На прошедших выборах «Альтернатива для Германии» (АдГ), партия с ксенофобской повесткой, набрала 13% голосов и получила в Бундестаге 93 места. «После известных слов Меркель „мы справимся", которые открыли путь в Германию миллиону беженцев, многие избиратели решили отдать свои голоса ультраправым», — пишет The New York Times.
По мнению американского издания, Ангела Меркель играет главную роль в решении ключевых вопросов европейской повестки. Среди них «сложные переговоры по Brexit, стремление французского президента Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron) укрепить зону евро и создать общеевропейские вооруженные силы, отношения с США, Турцией, Россией и Китаем, а также проблема греческого долга».
Журналисты The Guardian согласны с американскими коллегами в том, что, независимо от путей решения правительственного кризиса, «срыв переговорного процесса окажет негативное влияние на планы ЕС по перезапуску европейского проекта». Ослабление влияния Меркель в Германии, усугубленное, по мнению издания, миграционным кризисом, стало частью общего для Европы явления: глубокого политического раскола среди избирателей вследствие банковского коллапса 2010-2011 годов и кризиса еврозоны.
«Сложность переговоров в Германии состоит еще и в том, что впервые была предпринята попытка сформировать правительственную коалицию из трех партий», — отмечает The Guardian. Также важно учесть, что СвДП уже участвовала в правительстве Меркель в период с 2009 по 2013 год. Этот опыт оказался для свободных демократов негативным и привел к провалу на выборах, а также потере мест в Бундестаге.
Британское издание считает, что попытка создать большую коалицию с СДПГ практически не имеет шансов на успех. К тому же, лидер партии Мартин Шульц (Martin Schulz) еще во время выборов пообещал, что уйдет в оппозицию. Немецкие политические реалии не раз вызывали споры в Европе. «Но чаще всего именно Меркель являлась ключевой фигурой в решении сложных вопросов европейской политики: от Турции и проблемы беженцев до введения санкций против России из-за Украины. Срыв коалиционных переговоров может стать началом очень тяжелого периода», — предупреждает издание.
Британская Financial Times также указывает на важность сохранения Ангелы Меркель на посту канцлера. «В июле этого года Ангела Меркель председательствовала на саммите G20 в Гамбурге, где оказалась самым опытным политиком среди лидеров западных держав. Немецкий канцлер пришла к власти в 2005 году, когда Эммануэлю Макрону оставался еще год до окончания университета, а Дональд Трамп был всего лишь телезвездой и владельцем бизнеса по продаже недвижимости», — иронично напоминает журналист Гидеон Рахман (Gideon Rachman). Автор статьи убежден, что закат эры Меркель приведет Европу к новой опасной ситуации. Немецкие политические эксперты считают, напоминает издание, что кроме Ангелы Меркель в Европе больше нет политических лидеров, «способных принять на себя столь высокие риски».
По словам Рахмана, с уходом Меркель европейские страны едва ли достигнут согласия по теме беженцев, особенно если учитывать мнение Польши и Венгрии. «Если Германия займет националистическую позицию, переговоры по беженцам провалятся. Достичь согласия по миграционной политике станет еще сложнее», — утверждает журналист. По мнению Рахмана, поражение Меркель также приведет к усилению популистской риторики Трампа и евроскептицизма сторонников Brexit. «Меркель — основа политической и экономической стабильности Европы. Если Германия не будет сплоченной и предсказуемой, европейский проект обречен на серьезные испытания», — предупреждает автор.
«Глубокий политический кризис в Германии будет иметь последствия для всей Европы», — пишет на первой полосе газета Le Monde. По мнению издания, ослабление позиций Ангелы Меркель может стать началом эры нестабильности в Европе. Le Monde критически оценивает решение СвДП идти на новые выборы для усиления своих позиций. Свободные демократы, пишет издание, «демонстрирует политическую близорукость». Проект единой Европы только недавно оправился после 10-летнего кризиса. В Австрии, Нидерландах и, в особенности, во Франции на последних выборах победили центристские и проевропейские партии. «Казалось, что франко-германский тандем близок к возрождению», — отмечает Le Monde.
В заключение издание напоминает о фундаментальной роли франко-германского сотрудничества в истории объединения Европы. «Германия не только первая экономика Европы. Это государство является полюсом стабильности ЕС и главным союзником Франции в проекте построения единой Европы. Германские политики должны осознать степень своей ответственности», — пишет Le Monde.
Немецкий журнал Der Spiegel не разделяет восторженных слов своих коллег в адрес Ангелы Меркель. Издание считает, что коалиция «Ямайка» (такое название она получила из-за совпадения партийных цветов участников переговоров с флагом карибской страны) была изначально обречена на провал. «Правительственная коалиция потерпела поражение из-за отсутствия ключевого элемента любого союза — взаимного доверия. Переговоры прошли в атмосфере страха. Переговорщики больше опасались не провала переговоров, а обмана со стороны партнеров по несостоявшейся коалиции».
По мнению Der Spiegel, еще одной причиной срыва переговоров стало падение авторитета канцлера. «Восхищение, которое испытывали в Германии по отношению к Меркель 2-3 года назад, сошло на нет. Так, лидер свободных демократов Кристиан Линднер и его партия до сих пор не могут оправиться от нанесшего большой урон СвДП периода участия в коалиционном с ХДС/ХСС правительстве», — пишет издание. Да и у самой Ангелы Меркель нет гарантий, что партия снова выдвинет ее кандидатуру в случае новых выборов. ХСС Хорста Зеехофера (Horst Seehofer) сотрясает внутрипартийная борьба за власть, а СвДП, указывает журнал, «едва ли стоит рассчитывать на вознаграждение за свою роль в развале несостоявшейся коалиции». «В результате проиграли все участники переговоров», — с сожалением отмечает Der Spiegel.