13 ноября в Белграде состоялась третья встреча специальных представителей США и России по вопросу урегулирования конфликта на востоке Украины. Курт Волкер и Вячеслав Сурков, как сообщалось, собирались обсудить перспективу размещения в Донбассе миротворческих сил ООН. Как обычно, информация, попавшая в СМИ, была весьма скудной. Из слов Суркова, однако, следует, что российская концепция присутствия «голубых касок» американцам не нравится, и это хорошая новость для Киева.
Россия не заинтересована в компромиссе
Американо-российские переговоры о возможности отправки в Донбасс контингента ООН, несомненно, придали процессу разрешения конфликта новую динамику. Так называемые Минские соглашения появились в феврале 2015 года, но полностью претворить в жизнь хотя бы один из входящих в них 13 пунктов не удалось до сих пор. Хотя интенсивность военных действий (а, соответственно, количество раненых и убитых) снизилась, а на Украину вернулась часть военнопленных, конфликт продолжается, и перспективы его завершения сегодня не видно. Последняя встреча «нормандской четверки» (президентов Украины, России и Франции, а также канцлера Германии) прошла в октябре прошлого года в Берлине и не принесла результатов.
В сентябре Владимир Путин выступил с предложением разместить в Донбассе миротворцев ООН, а соответствующий проект резолюции (по слухам, Москва не обсуждала его с другими членами Совбеза) был сразу же зарегистрирован. Украина сочла российские параметры миссии неприемлемыми, поскольку они требуют непосредственных переговоров Киева с сепаратистами и предполагают размещение «голубых касок» лишь на линии разграничения, оставляя российско-украинскую границу открытой.
Украина обвинила Россию в том, что та пытается заблокировать проект Киева. Украинцы с 2015 года безуспешно ведут переговоры о размещении международных сил в Донбассе, но они не зарегистрировали свой проект резолюции в ООН. В ноябре глава украинского МИД Павел Климкин сообщил, что это будет сделано в ближайшее время, а пока Украина согласует текст предложения с западными партнерами (в первую очередь с Волкером, а также с представителями Франции и Германии).
Даже если Украина выступит с собственным проектом, сложно ожидать, что Россия воспримет его всерьез. Во-первых, Кремль не станет обсуждать чужое предложение из соображений престижа, а во-вторых, что самое важное, Москва не заинтересована в достижении реального компромисса в Донбассе. Она лишь стремится одним выстрелом убить двух зайцев: получить контроль над всей Украиной и добиться отмены западных санкций.
Российские планы
Представляется, что за путинским предложением разместить миротворческие силы в Донбассе стояло желание опередить украинцев и «утопить» их инициативу. Россиян она не устраивает потому, что предполагает размещение «голубых касок» на всей охваченной военными действиями территории, в том числе — на государственной границе. Кроме того, она увязывает начало переговоров о подготовке к локальным выборам с полным выводом вооружений и наемников.
Кремль заинтересован в отмене санкций, а ввод миротворцев ООН может стать первым шагом к достижению этой цели. В марте 2018 года Путин, по всей вероятности, будет вновь баллотироваться на президентский пост, и получение мандата на проведение миротворческой миссии, не нарушающего стратегических российских интересов, станет отличным подарком для противников продления санкционного режима по обе стороны Атлантического океана.
Чтобы этот сценарий стал реальностью, придется поспешить: ЕС примет решение о санкциях в ближайшие недели и в следующий раз вернется к этому вопросу только летом 2018 года.
***
Выступив с предложением ввести в Донбасс миротворческие силы ООН, Москва предприняла попытку добиться собственных целей, не идя при этом на значительные уступки. Кремль попытался использовать как инертность нормандского формата (усугубившуюся из-за проблем, возникших после выборов в Германии), так и рвение Курта Волкера.
В реальности Россия согласится только на такую миссию, мандат которой не ограничит поле маневра россиян в регионе и приведет к выгодному для них политическому решению. Это решение, впрочем, отчасти созвучно духу Минских соглашений, поскольку оно предполагает возвращение погрузившегося в экономический и социальный кризис Донбасса Украине. Но регион должен будет получить специальный статус, а это позволит России блокировать экономическую и внешнюю политику Киева.
Стратегические планы Кремля в отношении Украины остаются неизменными, меняются лишь методы. Появление части Донбасса, которая не подчиняется Киеву (а до этого — появление «Новороссии») — это не самоцель, а инструмент, позволяющий ограничить суверенитет Украины и наложить вето как на ее выход из «русского мира», так и на ее сближение с евроатлантическими структурами.