Что общего у продажи журнала Time с атаками Трампа на CNN? Вот всего два из множества примеров того, что свобода американской прессы находится под угрозой. В центре интриги — президент.
Стив Лэйси (Steve Lacy) — магнат, которого никто не знает. Глава медиахолдинга Meredith (журналы Better Homes & Gardens, Parents, Martha Stewart Living) руководит своей медиа-империей из Айовы в самом сердце США. Он дважды побеждал в номинации «Издатель года» и посвящает себя благим делам. Больше о нем ничего и не знали.
До сих пор. Но взяв на себя руководство легендарным американским издательством Time Inc. (журналы Time, People, Fortune), на самом деле далекий от политики Лэйси внезапно прославился — не в последнюю очередь потому, что сделка состоялась только благодаря спорному денежному вливанию консервативных братьев-миллиардеров Чарльза и Дэвида Кохов (Charles & David Koch). Это незамедлительно вызвало беспокойство о сохранении независимости журнала.
Опасения оправданны. Но речь идет о чем-то намного большем, чем будущее американской организации Time. В скором времени совладельцами станут двое крайне правых закулисных руководителей, и это лишь один из вызывающих опасения признаков того, насколько сильна в настоящее время угроза — экономическая, общественная и политическая — для СМИ США и свободы прессы.
Инвесторы — архиконсервативные крупные спонсоры республиканцев
В центре этих интриг стоит президент США Дональд Трамп. Он атаковал Time — едва ли это было совпадением — за два дня до объявления о продаже. Также он усилил напор на CNN, чья материнская компания планирует жизненно важное слияние, и принимает меры против других критически настроенных средств массовой информации — в пользу Fox News и прочих дружественных Трампу организаций.
В лучшем случае это показывает невежество в понимании принципов демократии, а в худшем — недобрые намерения. «Ежедневные атаки Трампа на прессу — тревожный сигнал, — предостерегает специалист по автократии Брайан Клаас (Brian Klaas). — Он — деспот и настоящая угроза для демократии».
«Редакционная работа и креативные функции священны», — поклялся Лэйси в понедельник на конференции с аналитиками с Уолл-стрит: Кохи — лишь «пассивные» инвесторы и ни в коем случае не претендуют на право участия в принятии решений.
Прямые атаки Трампа на CNN и Time
В этом есть сомнения. Что-то в этом роде обещал Руперт Мёрдок (Rupert Murdoch), когда он в 2007 году присоединял к своей медиа-империи Wall Street Journal, но тогда все произошло наоборот. «Было бы наивно полагать, что братья Кохи не будут иметь влияния на редакцию», — сказал экс-глава Time и впоследствии заместитель госсекретаря Ричард Стенгел (Richard Stengel) журналу Politico.
Открыто вмешиваться Кохам не придется. По информации Financial Times они совместно с Meredith уже планируют уничтожение издательства Time. Одно из заинтересованных лиц — Дэвид Пекер (David Pecker), издатель бульварного таблоида National Enquirer, хороший друг Трампа.
Трамп тоже взял на мушку Time: он написал в Twitter, что издательство якобы снова хотело избрать его человеком года, но он отказался. Этот странный эпизод показывает, насколько сильно его волнует Time и насколько мало его заботит правда: также выяснилось, что он повесил в своем гольф-клубе поддельную обложку Time со своим портретом.
Но еще сильнее, чем Time, его занимает CNN. Хотя Трамп и утверждает, что никогда не смотрит новостные каналы, на этот телеканал он нападает уже давно. В последние дни он лишь заметно обострил эту целенаправленную кампанию.
Так он блокирует слияние материнской компании CNN Time Warner, которой раньше принадлежала и Time Inc., с компанией AT&T. Вероятно, для того, чтобы вынудить ее оттолкнуть CNN и таким образом, возможно, поддержать спекуляции Мёрдока, который, в свою очередь, владеет телеканалом Fox News, симпатизирующем Трампу. Никакого самоуправства, все сходится.
«Чудовищные атаки»
При этом впервые гнев Трампа коснулся и международных представительств CNN International: CNN «очень слабо» представляет «нашу нацию» в мире, написал он в Twitter в эти выходные.
Своей войной против CNN Трамп преднамеренно подрывает глобальную свободу прессы: вместо того чтобы защищать ее от автократов, он угрожает журналистам в тех странах, где она находится под угрозой.
«Слова Трампа — прямая атака на безопасность этих журналистов», — пишет консервативный автор Дэвид Фрум (David Frum). Тем более что последние атаки Трампа на CNN начались в тот же день, когда Россия опубликовала свой самый жесткий закон, ограничивающий работу иностранных СМИ.
«40 лет моей жизни потрачены впустую, — жалуется бывший директор ЦРУ Майкл Хэйден (Michael Hayden), который за последнее время из врага СМИ превратился в их друга. — До сих пор я считал немыслимым то, что американский президент окажется в состоянии организовать такие чудовищные атаки на правду, свободу прессы или первую поправку к Конституции».
Акционеры издательства Time смотрят на это несколько прагматичнее. Стоимость акций в понедельник взлетела почти на 10%. В конечном счете, это всего лишь вопрос денег.